(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- необходимость обеспечения сохранности существующих элементов инфраструктуры и окружающей среды в границах проектируемого линейного объекта;
  • при соответствующем технико-экономическом обосновании.
5.3 Для каждого конкретного объекта и условий строительства применение метода ГНБ должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, путем сравнения возможных вариантов прокладки. В составе расчетов для траншейного способа необходимо учитывать ожидаемые стоимостные и временные затраты по перекладке существующих коммуникаций, перекрытию или ограничению движения на автомобильных и железных дорогах, предотвращению негативного влияния разработки котлованов и траншей на окружающую застройку и природную среду.
5.4 Конструктивно-технологические решения по прокладке инженерных коммуникаций методом ГНБ должны обеспечивать проведение работ в подземном пространстве без вскрытия дневной поверхности. Минимальные объемы земляных работ могут предусматриваться в пределах стройплощадок на точках входа или выхода (небольшие котлованы, шурфы, приямки для сбора бурового раствора).
5.5 Метод ГНБ следует применять, как правило, в дисперсных несвязных (пески) и связных (супеси, суглинки, глины) грунтах, в пластичномерзлых и твердомерзлых грунтах по ГОСТ 25100, в которых с помощью бурового тиксотропного раствора обеспечивается устойчивость стенок скважины.
5.6 К сложным геологическим условиям, в которых применение метода ГНБ затруднено или невозможно, относятся: подземные воды с большим напором, глинистые грунты текучей консистенции, плывуны, валунные и гравийно-галечниковые грунты, грунты с включениями искусственного происхождения (обломки железобетонных плит, отходы металлургического производства и т.п.), неустойчивые площадки (карст, оползни, подрабатываемые территории).
5.7 Для обеспечения возможности применения метода ГНБ в сложных геологических условиях по 5.6 следует предусматривать выполнение дополнительных мероприятий по 8.4, использование соответствующего оборудования и бурового инструмента (буровые перфораторы, забойные двигатели, специальные высокопрочные буровые коронки и др.) по А.3 (приложение А).
5.8 Прокладка инженерных коммуникаций методом ГНБ, как правило, осуществляется в три этапа:
- направленное бурение пилотной скважины по заданной проектом трассе;
  • однократное или последовательно-многоразовое расширение скважины до образования бурового канала, позволяющего протягивать трубопровод проектного диаметра, при необходимости, калибровка бурового канала (см. 8.6.12);
  • протягивание коммуникационного трубопровода (защитного футляра) через буровой канал, как правило, по направлению от точки выхода бура на поверхность к буровой установке.
П р и м е ч а н и е – В стесненных условиях направление протягивания определяется возможностью размещения площадки для раскладывания и сборки трубопровода.
5.9 При проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций методом ГНБ следует соблюдать правила безопасного выполнения работ и охраны окружающей среды в соответствии с разделами 12 и 13.

6 Особенности инженерных изысканий

6.1 Общие положения

6.1.1 Инженерные изыскания для прокладки подземных коммуникаций методом ГНБ должны выполняться в соответствии с требованиями СП 47.13330, соответствующих нормативных документов на конкретный вид изысканий и включать инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.
П р и м е ч а н и е - В городских условиях, как правило, выполняются инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.
6.1.2 Полученные в результате изысканий материалы должны быть достаточными для сравнения возможных вариантов прокладки конкретной инженерной коммуникации в соответствии с 5.3, принятия решений по проектированию перехода в соответствии с разделом 7, производства работ по разделу 8.
6.1.3 В техническом задании на проведение изысканий необходимо приводить предполагаемые положения точек входа/выхода бура, площадок развертывания катушек трубопровода или раскладки звеньев протягиваемых труб, технологические проезды к точкам входа/выхода, предварительную глубину заложения трубопровода*.
* Уточняется по результатам изысканий и проектирования.

6.2 Инженерно-геодезические изыскания

6.2.1 Инженерно-геодезические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330. Требования и правила производства конкретного вида изысканий приведены в [4].
6.2.2 Топографическая съемка должна обеспечивать получение необходимых данных о рельефе местности, существующих водоемах, зданиях и сооружениях (наземных и подземных), других ситуационных материалов по предполагаемой трассе и строительным площадкам для обеспечения проектирования и проведения работ.
6.2.3 Трассировочные работы должны обеспечивать предварительный выбор вариантов трассы, подготовку продольного профиля по створу перехода и поперечных профилей пересечений существующих объектов.
6.2.4 Створ участка перехода ГНБ трассируется камерально. Полевое трассирование выполняется на участках прокладки открытым способом (в траншее, наземно, надземно) при необходимости проектирования таких участков.

6.3 Инженерно-геологические изыскания

6.3.1 Инженерно-геологические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330 и СП 249.1325800 для построения продольного профиля трассы скважины ГНБ, выбора бурового оборудования и состава бурового раствора, определения проницаемости грунтов по длине перехода и возможности просачивания бурового раствора при бурении скважины.
Отчет по инженерно-геологическим изысканиям по профилю перехода и строительным площадкам должен содержать:
- разрезы и буровые колонки с грунтовыми прослойками и напластованиями, мощности слоев и их наклоны;
  • положение, количественную и качественную оценки элементов и зон со сложными геологическими условиями по 5.6;
  • физико-механические характеристики свойств грунтов по 6.3.10;
  • данные об уровнях и режимах подземных вод (с учетом сезонных колебаний).
6.3.2 При пересечении железнодорожных линий и автомобильных дорог минимальные объемы буровых работ [5] при геологических изысканиях должны составлять не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна или полотна автомобильной дороги, глубиной не менее чем на 3,0 м ниже дна защитного футляра.
6.3.3 Для переходов через водные преграды, на стадии подготовки задания на инженерно-геологические изыскания, глубина скважин назначается исходя из предполагаемого заложения трубопровода, но не менее 6 м до дна водоема, на основании чего уточняются характеристики деформаций русла.
6.3.4 Для переходов через широкие водные преграды могут быть рекомендованы двухэтапные буровые работы. Вначале, на большом расстоянии друг от друга, пробуриваются вертикальные разведочные скважины первого этапа. На втором этапе – скважины с меньшим расстоянием одна от другой на наиболее ответственных участках, при этом расстояние между скважинами по закрытому переходу не должно превышать 50 м, а на участках сложного геологического строения и в условиях существующей застройки - 25 м.
6.3.5 Вертикальные разведочные скважины следует располагать попеременно справа и слева от створа закрытого перехода на максимальном расстоянии 10 м и минимальном расстоянии 5 м от створа перехода. Глубина вертикальной разведочной скважины должна быть не менее чем на 3 - 5 м ниже проектируемого заглубления дна трубопровода.
П р и м е ч а н и е – Расположение точек и глубину статического (динамического) зондирования по трассе перехода следует назначать в соответствии с СП 249.1325800.
6.3.6 В дополнение к вертикальным допускается бурение горизонтальных разведочных скважин методом ГНБ по трассе перехода для уточнения результатов инженерно-геологических изысканий по данным пилотного бурения.
6.3.7 Данные инженерно-геологических изысканий скважины подлежат уточнению по результатам проходки пилотной скважины и должны учитываться при расширении, протягивании, калибровке.
6.3.8 Для предупреждения возможности утечки буровой жидкости при направленном бурении все скважины подлежат ликвидации [6].
6.3.9 Наряду с проходкой разведочных скважин по 6.3.2 – 6.3.7 используют результаты полевых испытаний грунтов по ГОСТ 30672, методы геофизических исследований грунтов приведены в  [7].
6.3.10 В результате лабораторных, полевых и геофизических исследований грунтов должны быть получены их физико-механические характеристики необходимые для разработки проектно-технологических решений, включая:
  • плотность грунта и его частиц, влажность (по ГОСТ 5180 и ГОСТ 30416);
  • коэффициент пористости;
  • гранулометрический состав (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;
  • влажность на границах пластичности и текучести, число пластичности и показатель текучести для глинистых грунтов (по ГОСТ 5180);
  • угол внутреннего трения, удельное сцепление, модуль деформации и коэффициент поперечной деформации грунтов (по ГОСТ 12248, ГОСТ 20276, ГОСТ 30416 и ГОСТ 30672);
  • гранулометрический состав, вид и процентное содержание заполнителя крупнообломочного грунта (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;
  • временное сопротивление при одноосном сжатии в воздушно-сухом и водонасыщенном состоянии, коэффициент выветрелости, показатели размягчаемости и растворимости (по ГОСТ 12248) для скальных грунтов;
  • суммарная влажность, суммарная льдистость, льдистость за счет ледяных включений (по ГОСТ 5180, ГОСТ 25100), температура мерзлого грунта (по ГОСТ 25358), температура начала замерзания грунта для мерзлых грунтов.
6.3.11 В соответствии с техническим заданием могут быть определены и другие характеристики грунтов, необходимые для расчетов. Состав лабораторных исследований при необходимости уточняется проектной организацией и указывается в техническом задании на изыскательские работы.

6.4 Инженерно-гидрометеорологические изыскания