(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
* Здания, дороги, инженерные сети.
3.20 пакет труб: Два и более трубопровода, предназначенные к одновременной прокладке в одну скважину закрытого подземного перехода.
3.21 пилотная скважина: Направляющая скважина, бурение которой осуществляется в первую очередь.
3.22 подводный переход: Закрытый подземный переход, пересекающий водную преграду и ограниченный запорной арматурой или, при ее отсутствии, горизонтом высоких вод с вероятностью превышения не более 10%.
3.23 приближение скважины: Минимально допускаемое расстояние в свету между буровым каналом и пересекаемым (прилегающим к трассе ЗП) объектом.
3.24 расширение скважины (здесь): Технологический процесс увеличения первоначального диаметра пилотной скважины с помощью расширителя.
3.25 регенерация бурового раствора: Очистка и обогащение раствора, обеспечивающие его повторное применение.
3.26 риски при ГНБ: Возможность возникновения непредвиденных и аварийных ситуаций в процессе прокладки коммуникаций методом ГНБ, приводящих к срыву плановых сроков и удорожанию работ, повреждению технологического оборудования, ущербу здоровью технического персонала и других лиц, негативным воздействиям на окружающую среду.
Примечание - Риски возникают вследствие: недостаточного объема и недостоверности инженерных изысканий, ошибок при проектировании трассы и конструкции трубопровода, неправильного подбора оборудования, влияния активных и пассивных помех работе системы локации, нарушения технологии работ.
3.27 система локации: Измерительная система, позволяющая определять и контролировать положения буровой головки и другие характеристики технологического процесса проходки пилотной скважины.
3.28 ситуационно-топографические условия: Совокупность факторов природного и искусственного происхождения, определяющих положение трассы ЗП и организационно-технические решения по производству работ.
3.29 створ перехода: Плановое положение и вертикальная плоскость, соответствующие проектной оси подземного перехода.
3.30
трасса перехода: Положение оси линейной коммуникации (трубопровода, кабеля и др.), отвечающее ее проектному положению на местности.
[СП 249.1325800.2016статья 3.44]
3.31 точка входа/выхода: Планово-высотное положение начала/завершения бурения пилотной скважины.
3.32 угол входа/выхода скважины (здесь): Угол между осью пилотной скважины в точке входа/выхода и линией горизонта.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем своде правил применяются следующие сокращения:
ГНБ – горизонтальное направленное бурение.
ЗП – закрытый переход (подземный). ЗКП – защитное композитное покрытие. НД – нормативный документ.
НВД – насос высокого давления (для подачи бурового раствора). ПВХ – поливинилхлорид.
ПОС – проект организации строительства. ПП – полипропилен.
ППР – проект производства работ (по закрытому переходу инженерных коммуникаций методом ГНБ).
ППУ – пенополиуретан.
ПЭ – полиэтилен.
СПО – спуско-подъемные операции (буровой колонны и трубопровода).
SDR стандартное размерное отношение наружного диаметра трубы к толщине стенки.

5 Общие положения

5.1 Настоящий свод правил предназначен для применения при проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций по 1.1 методом ГНБ совместно с СП 31.13330, СП 32.13330, СП 62.13330, СП 66.13330, СП 74.13330, СП 124.13330, содержащими обязательные требования ко всем сооружениям и элементам строящихся и реконструируемых инженерных сетей.
5.2 Метод ГНБ для прокладки подземных инженерных коммуникаций следует применять в следующих случаях:
- техническая невозможность или наличие официальных запретов местных органов власти, уполномоченных организаций и землепользователей на прокладку инженерных сетей траншейным способом;
- необходимость обеспечения сохранности существующих элементов инфраструктуры и окружающей среды в границах проектируемого линейного объекта;
  • при соответствующем технико-экономическом обосновании.
5.3 Для каждого конкретного объекта и условий строительства применение метода ГНБ должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, путем сравнения возможных вариантов прокладки. В составе расчетов для траншейного способа необходимо учитывать ожидаемые стоимостные и временные затраты по перекладке существующих коммуникаций, перекрытию или ограничению движения на автомобильных и железных дорогах, предотвращению негативного влияния разработки котлованов и траншей на окружающую застройку и природную среду.
5.4 Конструктивно-технологические решения по прокладке инженерных коммуникаций методом ГНБ должны обеспечивать проведение работ в подземном пространстве без вскрытия дневной поверхности. Минимальные объемы земляных работ могут предусматриваться в пределах стройплощадок на точках входа или выхода (небольшие котлованы, шурфы, приямки для сбора бурового раствора).
5.5 Метод ГНБ следует применять, как правило, в дисперсных несвязных (пески) и связных (супеси, суглинки, глины) грунтах, в пластичномерзлых и твердомерзлых грунтах по ГОСТ 25100, в которых с помощью бурового тиксотропного раствора обеспечивается устойчивость стенок скважины.
5.6 К сложным геологическим условиям, в которых применение метода ГНБ затруднено или невозможно, относятся: подземные воды с большим напором, глинистые грунты текучей консистенции, плывуны, валунные и гравийно-галечниковые грунты, грунты с включениями искусственного происхождения (обломки железобетонных плит, отходы металлургического производства и т.п.), неустойчивые площадки (карст, оползни, подрабатываемые территории).
5.7 Для обеспечения возможности применения метода ГНБ в сложных геологических условиях по 5.6 следует предусматривать выполнение дополнительных мероприятий по 8.4, использование соответствующего оборудования и бурового инструмента (буровые перфораторы, забойные двигатели, специальные высокопрочные буровые коронки и др.) по А.3 (приложение А).
5.8 Прокладка инженерных коммуникаций методом ГНБ, как правило, осуществляется в три этапа:
- направленное бурение пилотной скважины по заданной проектом трассе;
  • однократное или последовательно-многоразовое расширение скважины до образования бурового канала, позволяющего протягивать трубопровод проектного диаметра, при необходимости, калибровка бурового канала (см. 8.6.12);
  • протягивание коммуникационного трубопровода (защитного футляра) через буровой канал, как правило, по направлению от точки выхода бура на поверхность к буровой установке.
П р и м е ч а н и е – В стесненных условиях направление протягивания определяется возможностью размещения площадки для раскладывания и сборки трубопровода.
5.9 При проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций методом ГНБ следует соблюдать правила безопасного выполнения работ и охраны окружающей среды в соответствии с разделами 12 и 13.

6 Особенности инженерных изысканий

6.1 Общие положения

6.1.1 Инженерные изыскания для прокладки подземных коммуникаций методом ГНБ должны выполняться в соответствии с требованиями СП 47.13330, соответствующих нормативных документов на конкретный вид изысканий и включать инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.
П р и м е ч а н и е - В городских условиях, как правило, выполняются инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.
6.1.2 Полученные в результате изысканий материалы должны быть достаточными для сравнения возможных вариантов прокладки конкретной инженерной коммуникации в соответствии с 5.3, принятия решений по проектированию перехода в соответствии с разделом 7, производства работ по разделу 8.
6.1.3 В техническом задании на проведение изысканий необходимо приводить предполагаемые положения точек входа/выхода бура, площадок развертывания катушек трубопровода или раскладки звеньев протягиваемых труб, технологические проезды к точкам входа/выхода, предварительную глубину заложения трубопровода*.