(Действующий) СП 318.1325800.2017 Дороги лесные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.2.13 На участках откосов выемок следует проводить очистку поверхности от снега с удалением его за пределы выемки.
7.2.14 По мере просыхания грунта следует проводить осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускать оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполнять работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществлять заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней и обвалов.
7.2.15 В летний период следует восстанавливать систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого необходимо на отдельных участках прочищать боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 ‰ по СП 37.13330, очищать устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устранять другие мелкие дефекты дренажных устройств.
7.2.16 В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года следует выполнять систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществлять предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстановить деформированные участки откосов насыпей, выемок и систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями.

7.3 Содержание дорожных одежд

7.3.1 Работы по содержанию дорог с переходными и низшими типами покрытий не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет.
7.3.2 В весенний период следует проводить очистку проезжей части от грязи, снежной или ледяной корки по мере их таяния. Очистку покрытия проводить в течение трех-пяти дней после освобождения дороги от основной массы снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером.
7.3.3 На ослабленных участках (переувлажнение земляного полотна, пучины) следует выполнять мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции путем укладки щитов, хвороста, досок, дренирующего грунта с последующей их уборкой после восстановления прочности дорожной конструкции. При невозможности выполнения этих работ или недостаточной их эффективности следует ограничивать движение лесовозных автомобилей грузоподъемностью более 8,5 т – снижать скорость до 15 км/ч или полностью закрыть проезд согласно таблице Е.3 СП 288.1325800.2016.
7.3.4 На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) следует осуществлять профилирование покрытия, устранять отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия в количестве до 100 м3 на 1 км, в сухой период года производить обеспыливание.
Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), для ликвидации колей и выравнивания поперечного профиля.
Второе профилирование выполняют в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.
В летний период профилирование допускается проводить после дождей по мере необходимости.
Осенью профилирование следует проводить с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.
7.3.5 Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях проезжей части и неукрепленных обочинах следует проводить работы по обеспыливанию.
7.3.6 Количество обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.
7.3.7 Для распределения обеспыливающих материалов в зависимости от их вязкости применяют различные дорожные машины.
7.3.8 В течение пяти-семи дней после проведения мероприятий по обеспыливанию следует регулировать движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период ограничивается до 40 км/ч.
7.3.9 С учетом специфики работ по содержанию дорог в разные периоды года состояние элементов дороги устанавливается для двух временных периодов: весенне-летнего, осенне - зимнего.
7.3.10 Содержание покрытий в осенний период также состоит в очистке их от грязи, пыли, листьев и посторонних предметов, которые могут затруднить содержание дороги в последующий зимний период. В это время особое внимание следует уделять содержанию обочин, так как их плохое состояние может привести к повышенному увлажнению земляного полотна и созданию условий образования в последующем пучин, загрязнению проезжей части и интенсивному разрушению кромок дорожной одежды.

7.4 Содержание искусственных сооружений (деревянных мостов и водопропускных труб)

Деревянные мосты

7.4.1 Основными задачами содержания деревянных мостов являются предупреждение появления и развития гнили древесины, очистка конструкций и устранение ослаблений болтов и тяжей, устранение мелких дефектов элементов конструкций, обеспечение мостов противопожарными средствами в зависимости от местных условий.
7.4.2 Все деревянные мосты и опоры необходимо регулярно очищать от грязи и пыли, а зимой от снега, льда. Для выявления гнили элементы периодически осматривают, остукивая их и при необходимости, просверливая буравом для выявления состояния древесины внутри. Загниванию подвержены, прежде всего, места сопряжения поперечин с прогонами и нижним настилом, опорные узлы, врубки, участки сваи в зоне переменной влажности и др.
При поверхностном загнивании со сваи, прогонов и других элементов на глубину до 10 мм стесывают гниль, а очищенный участок покрывают антисептической пастой.
Для уменьшения увлажнения древесины все щели, неплотности в элементах и сопряжениях после очистки шпатлюют антисептическими пастами. В отдельных случаях в местах расположения втопленных болтов, чтобы ликвидировать пазухи, допускается делать стеску бревен.
7.4.3 Стальные элементы (тяжи, шайбы, накладки и пр.) для защиты от коррозии окрашивают масляной краской или битумным лаком, а резьбу болтов смазывают. Неплотности и зазоры во врубках и сопряжениях устраняют путем подтягивания или установки дополнительных болтов.
Подтягивание ослабленных болтов проводят в первые два года эксплуатации моста не реже двух раз в год, а в дальнейшем один раз. После подтягивания болтов резьбу смазывают густой смазкой.
7.4.4 Деревянные элементы необходимо антисептировать. Элементы, имеющие влажность с выше 30 % или находящиеся в условиях повышенной влажности, пропитывают водорастворимым антисептиком под давлением. Обработка клееной древесины выполняется маслянистым антисептиком.
7.4.5 В качестве растворимого антисептика используют специальные антисептические препараты согласно инструкции применения.
7.4.6 Сваи пойменных опор и ледорезов в уровне грунта на высоту возможного загнивания закрывают антисептическими бандажами. Между бандажами и сваей наносят два слоя антисептической пасты (один по свае, а второй по внутренней поверхности бандажа перед его установкой). Бандаж изготавливают из толя, рубероида или мешковины и прикрепляют вязальной проволокой. Верхнюю часть бандажа покрывают битумной гидроизоляцией.
7.4.7 Доски верхнего настила, имеющие износ более 3 см, заменяют на новые. Запрещено ставить заплаты в виде обрезков (коротких) досок. Доски в местах их отставания от нижнего настила или поперечин плотно «пришивают», а выступающие гвозди забивают.
Доски тротуарного настила на консолях поперечин для обеспечения вентиляции укладывают с зазором 2 см.
7.4.8 Опоры и ледорезы после прохода паводка и ледохода очищают от ила и мусора, повреждения исправляют. Стертую обшивку ледореза и опоры заменяют на новые (из пластин или брусьев) с просветами до 1 см для проветривания. Обшивку ледорезов и опор выполняют на высоту зоны колебания уровня ледохода плюс 0,5 м.
На реках, где зимой возможен подъем уровня воды, во избежание выдергивания свай вокруг них проводят околку льда. Эту зону предохраняют от замерзания, закрывая сверху утепляющим материалам (сеном, соломой, снегом и т.п.).

Водопропускные трубы

7.4.9 Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.
При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.
7.4.10 Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой от снега и льда. Работы проводят вручную скребками или механизированным способом. На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей.
7.4.11 Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в т.ч. с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла на входе и выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при наличии оврагов – производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне.

7.5 Зимнее содержание дорог

7.5.1 Непрерывное и безопасное движение транспортных средств по лесным дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающих работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы лесных дорог.
7.5.2 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется эксплуатирующей организацией на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности дороги.
7.5.3 Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяют причины образования снежных заносов и разрабатывают мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в таблице 8.
Т а б л и ц а 8
Очередность
проведения
мероприятий
Категория
снегозаносимости
участков
Краткая характеристика параметров
Первая очередь
Сильнозаносимые
Нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах, все выемки на кривых
Вторая очередь
Среднезаносимые
Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи, имеющие высоту менее высоты снежного покрова
Третья очередь
Слабозаносимые
Пересечения в одном уровне. Насыпи с ограждениями безопасности. Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова
Четвертая
очередь
Незаносимые
Насыпи высотой более высоты снежного покрова
7.5.4 Защиту дорог от снежных заносов осуществляют снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещают постоянно или временно (на период зимней эксплуатации). В качестве средств защиты от снежных заносов на лесных дорогах применяют переносные щиты и снежные траншеи (валы).
7.5.5 Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один - три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 м3/м, а высотой 2,0 м на объем до 90 м3/м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в два раза и более.
7.5.6 Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты, так и в качестве усиления других средств снегозащиты. Допускается устройство не менее трех траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8–15 м.
Снегоемкость одной траншеи составляет 2-3 м3/м, для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо их регулярное восстанавление.
7.5.7 Очистку автомобильных дорог от снега и снежных заносов производят всеми имеющимися в распоряжении эксплатирующей организации снегоочистительными средствами – бульдозерами, плужными и плужно-щеточными снегоочистителями на колесной и гусеничной базе, автогрейдерами, прицепными самодельными угольниками.