Действующий
6.12.1.4 Для обработки мягкого инвентаря и кроватей и комплектации их чистыми постельными принадлежностями в составе дезотделения целесообразно предусматривать станции обработки кроватей.
6.12.1.5 Центральные станции обработки кроватей рекомендуется предусматривать в стационарах мощностью более 300 коек и в перинатальных центрах мощностью более 100 коек. В задачи станции входит прием использованной кровати из отделения, разборка, передача грязного белья в стирку, камерная дезинфекция постельных принадлежностей, дезинфекция самой кровати. Перечисленные операции производятся в грязной зоне отделения. В чистой зоне производится комплектация чистой кровати чистым мягким инвентарем и бельем, временное хранение чистой кровати и передача ее в отделение.
6.12.1.6 Рекомендуется размещать центральную станцию обработки кроватей в нижних этажах (в том числе подземном) палатного корпуса с учетом обеспечения удобных вертикальных связей (с помощью лифтов) с основными потребителями - палатными отделениями.
6.12.1.7 Минимальные площади помещений станции обработки кроватей рекомендуется принимать по таблице В.12 приложения В.
6.12.2.1 Отходы медицинских организаций классифицируются по степени эпидемиологической опасности в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790.
6.12.2.2 Отходы класса А не представляют эпидемиологической, токсикологической или радиационной опасности. К ним относятся пищевые отходы, мебель, инвентарь, неисправное оборудование, бумага, смёт, строительный мусор. Для пищевых отходов выделяются специальные холодильные помещения, как при пищеблоках, так и в зоне лифта, предназначенного для вывоза пищевых отходов из палатных отделений. Крупногабаритные отходы (списанные мебель и оборудование) временно хранятся в специальных помещениях или бункерах.
6.12.2.3 Отходы класса Б (потенциально инфицированные отходы) и отходы класса В (чрезвычайно опасные). В оперблоках предусматриваются помещения временного хранения послеоперационных отходов, откуда упакованные отходы транспортируются в блок централизованного обеззараживания медицинских отходов или вывозятся на общегородской пункт утилизации медицинских отходов. Минимальная площадь помещений централизованного блока обеззараживания отходов приведена в таблице В.12 приложения В. Отходы инфекционных отделений и микробиологических лабораторий 3-4-й групп патогенности вывозятся в помещения временного хранения медицинских отходов с последующим обеззараживанием в блоке по обработке отходов.
6.12.2.4 Отходы класса Г (просроченные лекарственные и дезинфекционные средства, ртутьсодержащие приборы) хранятся в специально выделенных помещениях до вывоза их для обезвреживания и утилизации.
6.12.2.5 В каждом подразделении следует предусматривать санитарные комнаты или помещения временного хранения медицинских отходов классов Б, В и Г, где их хранят в отдельных контейнерах или мешках по классам отходов с последующей доставкой в больничный блок централизованного обеззараживания отходов. Он может быть встроенным или отдельно стоящим. Помещения этого блока следует разделять на две зоны:
"грязную", к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию (обезвреживанию) отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции. При хранении этих отходов более 24 ч следует предусматривать холодильное оборудование. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении;
"чистую", к которой относятся помещения хранения обеззараженных (обезвреженных) отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, уборная, душевая.
Высота помещений блока по обработке отходов зависит от габаритов устанавливаемого оборудования, но должна быть не менее 2,6 м. Помещение приема и обеззараживания должно быть оборудовано умывальником, поливочным краном и трапом.
6.12.2.6 В производственных помещениях поверхность стен, пола и потолков должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Потолки должны окрашиваться влагостойкими красками, позволяющими влажную уборку. Покрытие полов должно выполняться из влагостойких материалов, не скользких и устойчивых к механическому воздействию.
Возможно использование установок для обработки сортированных и не сортированных отходов с последующим брикетированием, что уменьшает эпидемиологическую опасность для персонала и пациентов.
6.12.2.7 Методы временного хранения и утилизации отходов класса Д, содержащие радиоактивные компоненты приведены в [17].
6.12.3.1 При проектировании медицинских организаций следует учитывать возможности стирки белья в городских прачечных или создания объединенной межбольничной прачечной (СП 44.13330).
6.12.3.2 Больничные прачечные рекомендуется оснащать стиральными машинами барьерного типа, которые делят помещения стирального цеха на чистую и "грязную" зоны. При выходе из грязной зоны следует предусматривать санитарный шлюз с душем.
6.12.3.3 Стирка одежды персонала должна осуществляться отдельно от белья больных в специально выделенных стиральных машинах. Для стирки белья детей до одного года рекомендуется выделять отдельные стиральные машины с целью применения специальных нейтральных моющих средств.
6.12.3.4 Производительность прачечных в смену следует принимать из расчета 2,3 кг сухого белья на одну койку стационара, 4,0 кг сухого белья на одного новорожденного или ребенка грудного возраста, 1 кг белья на мать, совместно пребывающую с ребенком, и 0,4 кг сухого белья на одно посещение амбулаторно-поликлинического приема.
6.12.3.5 Прачечные расчетной мощностью до 100 кг допускается проектировать в виде мини-прачечных в составе не менее двух смежных помещений (одно для сбора и стирки, другое - для сушки и глажения).
6.12.4.1 Пищеблоки следует проектировать с учетом [19]. По заданию на проектирование обеспечение пищей может организовываться по традиционной технологии или по индивидуально-порционной системе "таблет-питания", гарантирующей безопасность и качество процесса компоновки горячих и холодных блюд.
Допускается планировка цехов по обработке продуктов и комплектации блюд в одном производственном помещении. При этом цеха рекомендуется выделять в зоны, разделенные перегородками на высоту 1,6 м.
6.12.4.2 При размещении пищеблока в отдельно стоящем здании или хозяйственном корпусе его рекомендуется соединять (подземными, надземными) переходами со зданиями, в которых располагаются палатные отделения. Переходы к инфекционным и туберкулезным корпусам должны отделяться от стационара шлюзами с подпором воздуха. Ширина переходов должна быть не менее 3 м, при использовании электрокара - 4,5 м. Высота переходов - не менее 2,4 м. Для связи помещения экспедиции с переходом, в случае их расположения на разных этажах, следует предусматривать лестнично-лифтовой узел.
6.12.4.3 Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения норм пожарной безопасности и оснащения пищеблока автономной приточно-вытяжной вентиляцией.
6.12.4.4 При организации индивидуально-порционной системы питания больных (таблет-питания), доставка питания в отделения должна осуществляться в специальных термо-контейнерах-тележках. В палатных отделениях в этом случае предусматриваются помещения буфетных площадью не менее 9 м2 (без моечной столовой посуды). Мытье посуды должно осуществляться в пищеблоке с выделением отдельных моечных для обработки кухонной посуды и столовой посуды пациентов, организуется также помещение для обработки тележек системы таблет-питания.
6.12.4.5 В родильных домах, перинатальных центрах и детских стационарах с детьми в возрасте до года организуются централизованные молочные блоки, которые должны иметь помещения приема и обработки использованной посуды, приготовления питьевых смесей, выдачи смесей в отделения.
6.12.4.6 Минимальные площади помещений пищеблока рекомендуется принимать по таблице В.13 приложения В.
7.1.1 Для выполнения требований пожарной безопасности санитарно-гигиенических и технологических требований, а также требований директивных документов по энергосбережению здания медицинских организаций должны быть обеспечены следующими инженерными системами:
коммерческий учет потребления энергоресурсов централизованного снабжения (электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла, природного газа);
медицинское газоснабжение (системы централизованного снабжения кислородом, закисью азота, вакуумом, сжатым воздухом, углекислым газом, азотом и аргоном);
слаботочные системы - телефонная и видеотелефонная связь; оперативная связь; локальная вычислительная сеть, радиофикация, электрочасофикация, радиотрансляция; телевидение, палатная сигнализация, пожарная и охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система охранного видеонаблюдения, телемедицина, система контроля и управления доступом.
Наличие и состав инженерных систем определяется проектом в зависимости от назначения и мощности здания.
Проектируемые системы теплоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды в соответствии с действующими нормативными документами и указаниями настоящего раздела.
При проектировании теплоснабжения, отопления, вентиляции и горячего водоснабжения служб приготовления пищи и прачечных в медицинских организациях следует выполнять требования [19], СП 30.13330 и указаний настоящего раздела.
При размещении оборудования тепловых пунктов, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха наряду с учетом общих требований к объемно-планировочным решениям зданий медицинского назначения необходимо соблюдать нормативные требования по защите медицинских помещений от шума в соответствии с СП 51.13330.