Действующий
6.11.1.1 Диагностические лаборатории следует планировочно изолировать от остальных подразделений медицинской организации, то есть они должны быть непроходными, иметь вход для персонала и вход или передаточное окно для доставки материалов на анализы. Лаборатории следует планировочно разделять на две зоны: зону для исследований и зону для персонала и работы с документацией.
6.11.1.2 В зависимости от мощности и профиля лаборатории зона для исследований может быть предусмотрена в виде:
зала автоматизированных линий по проведению анализов с автоматами для пробоподготовки, анализаторами и компьютерами для обработки результатов;
6.11.1.3 В составе клинических диагностических лабораторий, микробиологическая группа помещений, как правило, выделяется из общей зоны исследований в отдельную зону со входом через шлюз (оборудуется умывальником и вешалкой для одежды). В случае, если шлюзом оборудовано каждое помещение микробиологической диагностики, допускается не выделять их в микробиологическую зону общим шлюзом.
6.11.1.4 В зоне исследований должно быть предусмотрено помещение для обработки использованной лабораторной посуды и отходов (для микробиологических лабораторий убивочная автоклавная), моечная-стерилизационная лабораторной посуды и другие вспомогательные помещения.
6.11.1.4а Двери лабораторных помещений, моечных лабораторной посуды и автоклавных должны иметь смотровое окно из закаленного или небьющегося стекла, оборудоваться доводчиками и замками для запирания. Двери лабораторных помещений и автоклавных должны открываться по направлению выхода из них.
6.11.1.5 Минимальные площади основных помещений клинико-диагностической лаборатории указаны в таблице В.11 приложения В.
6.11.1.6 Виварии (экспериментально-биологические клиники) для содержания лабораторных животных размещаются в отдельно стоящих зданиях или отдельных помещениях организации (научно-исследовательском институте, лаборатории).
6.11.1.7 При размещении вивария в лабораторном корпусе его помещения следует изолировать от помещений иного назначения, в том числе административных и бытовых. Виварий оборудуется отдельным входом и автономными системами вентиляции. При размещении вивария на верхних этажах здания оборудуется отдельный лифт или отдельная лестница. Использование пассажирского лифта организации для транспортирования животных и материалов вивария не допускается.
6.11.1.8 Помещения для земноводных животных и рыб, используемых в экспериментах, рекомендуется размещать в цокольных или подвальных помещениях, оборудованных вентиляцией.
6.11.1.9 Состав и площади помещений вивария определяются заданием на проектирование с учетом целей экспериментальной работы, числа содержащихся животных, габаритов оборудования и степенью механизации производственных процессов.
карантинное, включающее в себя приемную с теплым тамбуром для въезда машин с животными, помещение для мойки и сушки животных, помещения-изоляторы для содержания животных, кладовые клеток и инвентаря, кормов и подстилок, помещение осмотра больных животных, помещение хранения дезинфицирующих средств;
дезинфекционно-моечное, включающее помещение для обработки и стерилизации инвентаря, помещение временного хранения трупов животных;
помещения барьерной зоны - принудительный санпропускник, помещение одевания стерильной одежды, помещения для передачи материалов - стерилизационная с проходным стерилизатором, бактерицидный гидрошлюз, бактерицидный аэрошлюз;
помещения забарьерной зоны - помещение для содержания животных, помещение для экспериментов, кладовая стерильного инвентаря, кормов, подстилок, помещение стерилизации воды, помещение раздачи кормов;
блок содержания животных в обычных условиях включает помещение для содержания животных, помещение для экспериментов, операционную с предоперационной и стерилизационной, с помещением послеоперационного интенсивного лечения и ухода, блок помещений для инфицирования животных и работы с ними, кладовые хранения кормов и инвентаря;
отделение ветеринарного обслуживания, включающее в себя секционную, лабораторию диагностики с боксом, блок изоляции животных с изоляторами, кабинет врача, кладовую хранения медикаментов;
отделение подготовки кормов с пищеварочным залом, кладовыми, моечными кухонной посуды, стерилизационной кормов. Состав помещений и площадь определяется количеством заготавливаемых кормов;
блок помещений для персонала, включающий гардеробные, комнаты персонала, помещения для работы с документами и др.
Минимальную площадь специфических помещений вивариев следует принимать по таблице В.11 приложения В.
6.11.1.11 При планировке помещений следует обеспечить соблюдение принципа поточности процессов и исключить перекрещивание потоков, которые могут контаминировать "чистые" животные и материалы.
6.11.1.12 Для расчета площадей содержания животных следует исходить из нормативов размещения животных на 1 м2 площади пола - 100-500 голов взрослых мышей в зависимости от массы животного, 200 голов молодняка мышей, 15-18 взрослых морских свинок, 2-4 взрослых кролика, 1 петух. Для определения производственной площади следует исходить из расчета, что на 1 см2 площади клетки приходится 1 г животного. Минимальная ширина свободного прохода между стеллажами и ширина основных проходов рекомендуется не менее 1,5 м.
6.11.2.1 Телемедицииский консультационно-диагностический центр (ТКДЦ) предназначен для аппаратно-программной поддержки оказания консультативно-диагностической помощи.
6.11.2.2. В составе помещений ТКДЦ предусматриваются зал для проведения видеоконференций, телемедицинских семинаров и лекций, помещение для проведения телемедицинских консультаций в реальном времени и в отложенном режиме, помещение для установки оборудования связи и серверов баз данных, служебное помещение для технических специалистов. Число помещений и их площадь определяются заданием на проектирование в зависимости от требований к пропускной способности ТКДЦ, типу и количеству устанавливаемого телемедицинского оборудования.
6.11.3.1 Мощность отделения переливания крови (ОПК) определяется заданием на проектирование. Минимальные площади помещений отделения даны в таблице В.11 приложения В.
6.11.3.2 ОПК запрещается размещать в бывших инфекционных корпусах, корпусах центров гигиены и эпидемиологии, судебно-медицинских и патолого-анатомических отделений.
6.11.3.3 В родильных домах, перинатальных центрах, крупных многопрофильных больницах, хирургических центрах и других медицинских организациях с высокой потребностью в переливании крови целесообразно предусматривать центры (подразделения) аутодонорства, состав помещений которых может быть сокращен по сравнению с ОПК.
6.11.4.1 Центральное стерилизационное отделение (ЦСО) - это комплекс взаимосвязанных помещений, где осуществляется дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация изделий медицинского назначения многократного применения.
При разработке планировочных схем ЦСО необходимо соблюдать принцип поточности и разделения всех производственных помещений на зоны: "грязную", чистую и стерильную. К "грязной" зоне относятся помещения приема, разборки, мытья и дезинфекции инструментов, транспортных тележек. К "чистой" зоне относятся помещения комплектации и упаковки инструментария, белья и перевязочных материалов со вспомогательными помещениями.
К стерильной зоне относятся: стерильная половина стерилизационной, склад стерильных материалов, экспедиция. Проход в помещения стерильной зоны осуществляется через шлюз, который оборудуется умывальником для мытья рук и вешалкой или шкафом для специальной одежды. Между чистой и стерильной зонами рекомендуется устанавливать оборудование проходного типа для обработки изделий.
В крупных ЦСО следует предусматривать помещение для центрального компьютера, предназначенного для автоматизации производственных процессов и контроля качества стерилизации.
6.11.4.3 К помещениям персонала относятся кабинет заведующего, гардеробные с душевыми и уборными, комнаты персонала и другие вспомогательные помещения.
6.11.4.4. Создание ЦСО при больницах до 100 коек осуществляется при наличии хирургических и акушерских стационаров. ЦСО должно размещаться с учетом удобных связей с операционным блоком, отделением реанимации, родовым блоком, обеспечиваемых в том числе вертикальными коммуникациями.
6.11.4.5 Минимальная площадь помещений централизованных стерилизационных отделений медицинских организаций разной мощности приведена в таблице В.12 приложения В. Состав помещений и площади могут быть уменьшены при использовании в медицинской организации одноразовых расходных материалов: белья, подгузников, хирургических и других медицинских инструментов.
6.11.4.6 В организациях мощностью менее 25 коек и 50 посещений в смену для обработки изделий медицинского назначения многократного применения могут быть организованы стерилизационные с сокращенным набором помещений. При наличии одного помещения расстановка оборудования должна осуществляться с учетом последовательности технологических процессов. При наличии в централизованной стерилизационной более одного помещения рекомендуется планировочно разделять их на стерильную и нестерильную зоны.
6.11.5.1 Отделения СМЭ рекомендуется проектировать в отдельно стоящем здании. При планировочной изоляции и отдельной системе вентиляции отделение СМЭ может располагаться в лабораторном или хозяйственном корпусе.
6.11.5.2. Из окон палат и жилых домов не должен просматриваться вход в траурный зал ритуальной зоны ПАО и отделений СМЭ.
6.11.5.3. Патолого-анатомические отделения организуются в составе многопрофильных и специализированных больниц. По заданию на проектирование ПАО может обслуживать несколько прикрепленных медицинских организаций. ПАО рекомендуется удобно располагать по отношению к подразделениям, имеющим с ним наиболее интенсивные технологические связи (операционные отделения, отделения эндоскопической диагностики и др.). При размещении ПАО в лечебных, лабораторных, хозяйственных корпусах или в составе единого медицинского комплекса необходимо обеспечить планировочную изоляцию ПАО, предусмотреть шлюзы с подпором воздуха при входах из общих коридоров больничного комплекса и автономную систему приточно-вытяжной вентиляции.
6.11.5.4 Минимальная площадь помещений, специфических для патолого-анатомических отделений приведена в таблице В.12 приложения В. В зависимости от количества врачей-патолого-анатомов площадь может увеличиваться.
6.11.5.5 Мощность отделений определяется заданием на проектирование в зависимости от числа вскрытий и исследований биопсийного и операционного материалов. Ориентировочно число вскрытий принимается по таблице Г.1 приложения Г. Число вскрытий в смену на одном столе принимается за единицу. Ориентировочное число биопсий и исследований операционного материала в расчете на одну койку в год равно 30-40. Число вскрытий и исследований на одного врача принимается по действующим штатным нормативам или заданию на проектирование.