Действующий
6.109 Защищенные пункты управления Единой системы управления воздушным движением должны обеспечивать защиту укрываемых в соответствии с требованиями, предъявляемыми к защитным сооружениям гражданской обороны.
6.110 Передающие радиоцентры Единой системы управления воздушным движением следует располагать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.111 Железнодорожные станции, расположенные на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, или являющиеся отдельно стоящими организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, выход из строя которых в военное время может вызвать длительные перебои в движении железнодорожного подвижного состава, должны иметь обходные пути объезда для пропуска поездов.
6.112 Площадки для перегрузки (перекачки) опасных грузов, железнодорожные пути для накопления (стоянки вне поездов) вагонов (цистерн) с этими грузами должны быть удалены от жилых домов, производственных и складских зданий, от мест стоянки сформированных поездов на расстояние, устанавливаемое нормативными правовыми актами и нормативными документами в области транспортной безопасности. Указанные объекты должны быть оборудованы системой постановки водяных завес и заливки водой (нейтрализующим раствором) на случай разлива аварийно химически опасных веществ.
В случае если данные объекты относятся к классам опасности I и II, последствия потенциальных аварий на которых могут выходить за пределы их территории и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в районах размещения этих объектов, на них должно быть предусмотрено создание локальной системы оповещения.
6.113 При военных конфликтах для организации безостановочного пропуска железнодорожного подвижного состава в заданных размерах движения через железнодорожные станции, отнесенные к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, а также через станции, находящиеся на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, должны быть организованы дублирующие железнодорожные станции, расположенные вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.114 Примыкание новых железнодорожных путей к крупным железнодорожным станциям, расположенным на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, не допускается.
Примыкание новых железнодорожных путей должно осуществляться к железнодорожным станциям, расположенным вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.115 При строительстве новых и реконструкции действующих железнодорожных путей общего пользования, а также при развитии железнодорожных станций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, или являющихся организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, пропускная способность проектируемых участков железнодорожных путей общего пользования должны определять с учетом обеспечения воинских и эвакуационных перевозок, а также перевозок грузов для обеспечения бесперебойной работы объектов производственного назначения.
6.116 Вновь проектируемые путепроводы на развязках подходов железнодорожных путей общего пользования к железнодорожным станциям, находящимся в зонах возможных разрушений территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, и зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, следует располагать рассредоточено.
6.117 Вновь проектируемые базы-стоянки резерва железнодорожного подвижного состава, базы и склады материальных резервов, в том числе восстановительных материалов, конструкций и специальных запасов, склады горючих и воспламеняющихся веществ, в том числе дизельного топлива и масел, дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам и другие объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта аналогичного назначения следует размещать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления
6.118 Вновь проектируемые и реконструируемые дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, моечные установки наружной обмывки железнодорожного подвижного состава локомотивных и вагонных депо, а также промышленных объектов, имеющих железнодорожные пути необщего пользования, должны быть приспособлены для обеззараживания (дегазации, дезактивации) железнодорожного подвижного состава.
На железнодорожных путях общего пользования, находящихся в границе зоны возможного радиоактивного загрязнения, на входах и выходах из этой зоны должны быть предусмотрены площадки и технические средства, необходимые для развертывания передвижных пунктов дезактивации железнодорожного подвижного состава и санитарной обработки населения.
6.119 При электрификации железнодорожных путей общего пользования должны быть разработаны планы обеспечения тепловозной тягой данных железнодорожных путей с учетом параметров вариантных графиков движения поездов в условиях военного времени.
6.120 Вновь проектируемые станции стыкования участков электрической тяги на разных системах тока следует располагать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.121 Схема внешнего электроснабжения электрифицированных участков железнодорожных путей должна предусматривать двустороннее электроснабжение тяговых подстанций от независимых источников электроснабжения.
Пропускная способность этих участков по устройствам внешнего электроснабжения должна обеспечивать заданные размеры движения железнодорожного подвижного состава в случае аварийного отключения одного из источников внешнего электроснабжения.
6.122 Вновь строящиеся тяговые подстанции следует располагать за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. При этом мощности соседних тяговых подстанций и сечение проводов контактной сети должны быть рассчитаны на обеспечение заданных размеров движения при условии аварийного отключения одной из указанных тяговых подстанций.
6.123 На тяговых подстанциях, оборудуемых устройствами автоматики и телемеханики, должна быть предусмотрена возможность перевода их на местное управление.
Тяговые подстанции должны иметь телефонную связь с запасными пунктами управления владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
6.124 При проектировании новых и реконструкции действующих устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи железнодорожных станций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, или отдельно стоящих железнодорожных станций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, а также железнодорожных путей, примыкающих к этим станциям, прокладку высоковольтных линий электроснабжения в пределах зон возможных разрушений следует предусматривать в подземном (подводном) кабельном исполнении.
Линии связи железнодорожного транспорта должны иметь обходы территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне. Трассы таких обходных линий связи должны прокладывать вне зон возможных разрушений.
6.125 Для обеспечения электроснабжения устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и водоснабжения следует предусматривать автономные резервные источники питания электроприемников.
6.126 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подразделения которого расположены на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, должен иметь запасный пункт управления, размещаемый вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
6.127 Для оперативного состава работников владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также дежурного оперативного персонала железнодорожных станций, отнесенных к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, продолжающего работу в местах постоянной дислокации, необходимо предусматривать защищенные запасные пункты управления, оборудованные системами жизнеобеспечения и техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Порядок создания защищенных пунктов управления определяется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.
Защищенные пункты управления по своим защитным свойствам должны соответствовать требованиям к защитным сооружениям гражданской обороны.
6.128 При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов следует предусматривать дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать его как защитное сооружение для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, в соответствии с [11].
6.129 Строительные конструкции и защитные устройства подземных сооружений метрополитенов, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, и приспосабливаемых для защиты населения, должны обеспечивать степень ослабления проникающей радиации и защиту от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны в соответствии с требованиями пункта 7.29 настоящего свода правил.
6.130 Строительные конструкции и защитные устройства подземных сооружений метрополитенов, расположенных на территориях, отнесенных к первой и второй группам по гражданской обороне, следует рассчитывать на нагрузки от фугасного действия обычных средств поражения по методике, приведенной в СП 88.13330.
6.131 Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов следует принимать равной двум суткам.
Для жизнеобеспечения укрываемого населения необходимо предусматривать защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи, оповещения, средства противопожарной защиты. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых необходимо предусматривать приспособление в этих целях отдельных служебных помещений на станциях и в вестибюлях.
Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, следует применять также для жизнеобеспечения укрываемого населения в военное время.
6.132 Размещение укрываемого населения в метрополитене следует предусматривать на платформах станций, в поездах, стоящих у платформ, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках между разными линиями и ветках в электродепо.
Не следует предусматривать на участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях в неустойчивых водонасыщенных грунтах размещение укрываемого населения.
6.133 Расчетное количество населения, укрываемого в метрополитенах, следует определять по нормам площади на одного укрываемого, устанавливаемым нормативными документами в области градостроительной деятельности и гражданской обороны, в т.ч. сводами правил и стандартами.
6.134 Количество и пропускную способность входов на станции метрополитена определяют из расчета ожидаемых пассажирских потоков мирного времени.
Дополнительные входы на перегонах предусматриваются в соответствии с заданиями на проектирование исходя из расчетного количества укрываемых и времени заполнения ими этих перегонов.
Все входы в метрополитены должны быть оборудованы устройствами с местным и дистанционным управлением, регулирующими поток укрываемых.
6.135 Резервное электроснабжение, а также воздухоснабжение необходимо предусматривать по децентрализованной системе соответственно от защищенных дизельных электростанций и фильтровентиляционных установок, как правило, из расчета - одна установка на два-три отсека.
6.136 Систему воздухоснабжения следует проектировать для работы по режиму чистой вентиляции и фильтровентиляции. Кроме того, необходимо предусматривать режим пребывания укрываемых на постоянном объеме внутреннего воздуха с его рециркуляцией.
Вентиляционные каналы системы воздухоснабжения следует отделять от внешней среды клапанами-отсекателями, срабатывающими от воздействия воздушной ударной волны, и защитно-герметическими затворами.
В системе воздухоснабжения необходимо предусматривать автоматизированный контроль ее параметров, а также контроль содержания вредных примесей в наружном воздухе.
6.137 Для оперативного руководства работой метрополитенов, а также управления устройствами защиты и жизнеобеспечения следует предусматривать создание защищенных пунктов управления в защитных сооружениях, отвечающих требованиям настоящего свода правил.
6.138 Запрещается строительство новых морских портов, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов (далее - морские порты), судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз флота, являющихся опасными производственными объектами (далее - судоремонтные заводы и ремонтно-эксплуатационные базы), в зонах возможных разрушений и зонах возможного катастрофического затопления запрещается.
Проектирование и строительство новых портов и судоремонтных заводов должны осуществлять с учетом максимального использования условий, уменьшающих воздействие поражающих факторов обычных средств поражения и вторичных поражающих факторов их применения.
6.139 Для морских портов, судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, находящихся в зонах возможных разрушений, должны быть созданы запасные перегрузочные пункты, пункты выполнения морских перегрузочных работ в рейдовых условиях, запасные морские перегрузочные районы, а также запасные судоремонтные базы, морские пункты переоборудования и судоремонта в условиях рассредоточения и на стоянках плавучих доков.