Действующий
4.2 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне в совокупности с организационными мероприятиями составляют комплекс мероприятий, осуществляемых в целях решения задач гражданской обороны (далее - мероприятия по гражданской обороне) при:
а) подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории, установленных Градостроительным кодексом[1];
- объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), определяемых в соответствии со ст.3 закона [2];
- особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, определяемых в соответствии со ст.48.1 кодекса [1];
- объектов гражданской обороны, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской обороне, в т.ч. защитных сооружений гражданской обороны, санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и техники, специализированных складских зданий (помещений) для хранения имущества гражданской обороны;
- объектов обороны и безопасности, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне и безопасности соответственно;
- объектов капитального строительства, не являющихся объектами использования атомной энергии, опасными производственными объектами, особо опасными, технически сложными, уникальными объектами, объектами обороны и безопасности, но для которых федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены требования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.3 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне должны разрабатываться и проводиться заблаговременно.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, должны проводить в возможно короткие сроки в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.4 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне следует разрабатывать и проводить применительно к зоне возможных разрушений и возможных сильных разрушений, зоне возможного радиоактивного загрязнения, зоне возможного катастрофического затопления, зоне возможного химического заражения, зоне возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты), зоне маскировки объектов и территорий, а также с учетом отнесения территорий к группам по гражданской обороне и отнесения организаций, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее - организации) к категориям по гражданской обороне.
4.5 Зона возможных разрушений - территория, в пределах которых, в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить преимущественно средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.
Для слабых разрушений характерно частичное разрушение внутренних перегородок, кровли, дверных и оконных коробок, легких пристроек и др. Основные несущие конструкции сохраняются.
4.6 Зона возможных сильных разрушений - территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить преимущественно полные и сильные разрушения.
Полное разрушение характеризуется обрушением зданий и сооружений, от которых могут сохраниться только поврежденные или неповрежденные подвалы, а также незначительная часть прочных конструктивных элементов. При полном разрушении образуется завал.
Для сильных разрушений характерно сплошное разрушение несущих конструкций зданий и сооружений. При сильных разрушениях могут сохраняться наиболее прочные конструктивные элементы здания и сооружения, элементы каркасов, ядра жесткости, частично стены и перекрытия нижних этажей. При сильном разрушении образуется завал.
4.7 Определять границы зоны возможных сильных разрушений от взрывов, происходящих в мирное время в результате аварий (в т.ч. из-за преднамеренных действий третьих лиц), допускается:
- с применением расчетных методов, учитывающих тротиловый эквивалент и (или) тип взрывного превращения (детонация/дефлаграция) при воспламенении топливно-воздушной смеси - для объектов, на которых обращаются взрывчатые, горючие и воспламеняющиеся вещества (далее - взрывоопасные объекты);
- в соответствии с нормативными правовыми актами и нормативными документами в области использования атомной энергии - для объектов использования атомной энергии.
4.9 Зона возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км - для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт.
Для ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ зону возможного радиоактивного загрязнения ограничивают границами проектной застройки указанных объектов и примыкающей к ней санитарно-защитной зоной.
4.10 Характеристики границ возможных разрушений, возможных сильных разрушений и зон возможного радиоактивного загрязнения, указанные в пунктах 4.5-4.9 настоящего свода правил, представлены в приложении А.
4.11 Зона возможного химического заражения - территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Прогнозирование масштабов возможного химического заражения аварийно химически опасными веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, в том числе расчет глубины и площади зоны возможного химического заражения следует определять по приложениям Б и В настоящего свода правил. Порядок нанесения зон возможного химического заражения на топографические карты (схемы) рекомендуется осуществлять по приложению Г.
4.12 Зона возможного катастрофического затопления - территория, которая в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений или в результате стихийного бедствия может быть покрыта водой с глубиной затопления более 1,5 м, и в пределах которой возможны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или разрушение зданий (сооружений), других материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде.
Отметки максимальных уровней и другие параметры волны прорыва следует определять для сооружений напорного фронта при нормальном подпорном уровне воды в водохранилище и среднемноголетнем меженном уровне реки в нижнем бьефе, а также для условий сниженного подпорного уровня с учетом возможной форсированной сработки водохранилища при введении военного положения.
4.13 Зона возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты) - часть территории зоны возможных разрушений или возможных сильных разрушений, включающая в себя участки расположения зданий и сооружений с прилегающей к ним территорией, на которой возможно образование завалов из обрушающихся конструкций этих зданий и сооружений.
Зоны возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты) следует определять по приложению Д.
4.14 При разработке мероприятий по гражданской обороне на стадии разработки документов территориального планирования и документации по планировке территории следует разрабатывать план "желтых линий" - максимально допустимых границ зон возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты).
Расстояние между зданиями или сооружениями, расположенными по обеим сторонам проезжей части автомагистрали, следует принимать равным сумме зон возможного образования завалов от указанных зданий и сооружений и нормативной ширины городской автомагистрали между "желтыми линиями".
4.15 Возможно частичное или полное наложение двух и более зон, указанных в пунктах 4.5-4.13. На такой территории мероприятия по гражданской обороне следует проектировать от всех видов опасности, соответствующих налагающимся зонам.
4.16 Учет мероприятий по гражданской обороне в составе документов территориального планирования и документации по планировке территории осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
4.17 Разработку перечня мероприятий по гражданской обороне в составе проектной документации объектов капитального строительства следует осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 55201.
5 Требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, учитываемые при разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории
5.1 К документам территориального планирования, при разработке которых следует учитывать требования, предъявляемые к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, относятся:
К документации по планировке территории, при разработке которой следует учитывать требования, предъявляемые к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, относятся проекты планировки территории.
Требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, учитываемые при разработке документов территориального планирования Российской Федерации
5.2 Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в областях, установленных кодексом [1].
5.3 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне в составе схем территориального планирования Российской Федерации должны содержаться в прилагаемых к схемам территориального планирования материалах по обоснованию схем территориального планирования, разрабатываемых в текстовой форме и в виде карт.
5.4 Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме должны содержать и учитывать:
- ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о гражданской обороне и настоящим сводом правил на размещение объектов федерального значения в зонах возможной опасности;
- оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории с точки зрения их потенциальной опасности.