Действующий
Т - число световых проемов в покрытии;
- геометрический КЕО в расчетной точке при верхнем освещении от i-го проема;
- среднее значение геометрического КЕО при верхнем освещении на линии пересечения условной рабочей поверхности и плоскости характерного вертикального разреза помещения, определяемое из соотношения
; (3.16)
здесь N - число расчетных точек;
- коэффициент, учитывающий повышение КЕО при верхнем освещении благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения;
- коэффициент, учитывающий тип фонаря.
3.74 резервное освещение: Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.
3.75 световой климат: Совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
3.76 световод естественного света: Устройство, направляющее естественный свет внутрь здания.
3.77 световой указатель: Знак безопасности с внутренней подсветкой.
3.78 светодиод: Источник света, основанный на испускании некогерентного излучения в видимом диапазоне длин волн при пропускании электрического тока через полупроводниковый диод.
3.79 селитебная территория: Территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
3.80 система встречного освещения тоннеля: Освещение тоннеля, при котором свет падает на объекты преимущественно навстречу движению транспортного потока.
Примечание - Для системы встречного освещения используют светильники, распределение силы света которых асимметрично относительно плоскости, перпендикулярной направлению движения транспортного потока, причем максимум силы света направлен навстречу движению транспортного потока.
3.81 система симметричного освещения тоннеля: Освещение тоннеля, при котором свет падает на объекты одинаково как по ходу, так и навстречу движению транспортного потока.
Примечание - Для системы симметричного освещения используют светильники, распределение силы света которых симметрично относительно плоскости, перпендикулярной направлению движения транспортного потока.
3.82 система указания путей эвакуации: Система, обеспечивающая достаточное число знаков безопасности, позволяющих людям эвакуироваться из места расположения в случае возникновения опасности вдоль установленных путей эвакуации.
3.83 совмещенное освещение: Освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня.
3.84 среднее значение КЕО
, %: При верхнем или комбинированном освещении определяется по формуле
где
и
- значения КЕО при верхнем или комбинированном освещении в первой и последней точках характерного разреза помещения, см. формулы (3.12) и (3.13);
- значения КЕО в остальных точках характерного разреза помещения (i = 2, 3, ... N - 1).
3.85 средняя освещенность на дорожном покрытии
, лк: Освещенность на дорожном покрытии, средневзвешенная по площади заданного участка.
3.86 средняя яркость дорожного покрытия
,
: Яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося в стандартных условиях наблюдения на оси полосы движения транспорта, средневзвешенная по площади проезжей части заданного участка.
3.87 средняя яркость дорожного покрытия в переходной зоне тоннеля
,
: Средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в переходной зоне тоннеля.
3.88 средняя яркость пороговой зоны тоннеля
,
: Средняя яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля.
3.89 стандартные условия наблюдения в дорожном освещении: Регламентируемые при расчете яркости дорожного покрытия условия наблюдения водителем транспортного средства, при которых глаз наблюдателя располагается на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от расчетной точки на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом
к плоскости дороги.
3.90 стробоскопический эффект: Зрительное восприятие кажущегося изменения, прекращения вращательного движения или периодического колебания объекта, освещаемого светом, изменяющимся с близкой, совпадающей или кратной частотой.
3.91 транспортная зона тоннеля: Часть строительного комплекса тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталами.
3.92 тротуар: Пешеходная часть улицы.
3.93 удельная мощность
,
: Установленная мощность искусственного освещения в помещении, отнесенная к полезной площади.
3.94 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, пешеходными, а при необходимости - и велосипедными дорожками.
3.95 условная рабочая поверхность: Условная горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.
3.96 установленная скорость движения: Максимальная проектная скорость движения транспорта.
3.97 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, предназначенное для обеспечения безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов.
3.98 участок дороги со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения.
Примечание - Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируются и яркость, и освещенность дорожного покрытия.
3.99 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющей отклонения от стандартной геометрии, например повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.
Примечание - Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируется только освещенность дорожного покрытия.
3.100 фликер: Субъективное восприятие колебаний светового потока искусственных источников света по величине и во времени.
3.101 фликер-эффект (в освещении тоннелей): Эффект монотонного мелькания ярких частей светильников и их бликов от корпуса автомобиля, вызывающий раздражение у водителя при определенных интервалах частот и продолжительности мельканий.
3.102 фон: Поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается.
Фон считается: светлым - при коэффициенте отражения поверхности более 0,4; средним - то же, от 0,2 до 0,4; темным - то же, менее 0,2.
3.103 характерный разрез помещения: Поперечный разрез посредине помещения, плоскость которого перпендикулярна плоскости остекления световых проемов (при боковом освещении) или продольной оси пролетов помещения. В характерный разрез помещения должны попадать участки с наибольшим числом рабочих мест, а также точки рабочей зоны, наиболее удаленные от световых проемов.
3.104 цветовая температура
, K: Температура излучателя Планка (черного тела), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта
3.105 цветопередача: Общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравниваемое с восприятием тех же объектов, освещенных стандартным источником света.
3.106 цилиндрическая освещенность
, лк: Отношение светового потока, падающего на боковую поверхность бесконечно малого цилиндра с центром в заданной точке, к площади боковой поверхности этого цилиндра.
1 Если не оговорено иное, то ось цилиндра должна быть расположена вертикально.