(Действующий) Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. N 327 "Об утверждении Основ...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
8. Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана, является важным фактором международной стабильности и стратегического сдерживания и позволяет проводить независимую национальную морскую политику в качестве равноправного участника международной морской деятельности.
9. Военно-морскую деятельность осуществляют Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности.
10. В осуществлении военно-морской деятельности участвует Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое определяет основные направления внешней политики в части, касающейся обеспечения военно-морского присутствия Российской Федерации и демонстрации флага Российской Федерации в Мировом океане, а также координирует военное сотрудничество с иностранными партнерами в соответствии с внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации и международной обстановкой.
11. В осуществлении военно-морской деятельности также принимают участие другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
12. Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений.
13. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия, необходимые для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает ее военно-морское присутствие, демонстрацию флага Российской Федерации и военной силы государства в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы военных кораблей (судов) Российской Федерации в порты иностранных государств, защиту государственной границы Российской Федерации в подводной среде, в том числе противолодочную, противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации.
14. Органы федеральной службы безопасности выполняют основные задачи в сфере пограничной политики Российской Федерации, обеспечивают защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, осуществляют меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
15. Органы федеральной службы безопасности участвуют в выполнении международных договоров Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
16. Состав сил и средств органов федеральной службы безопасности оптимизируется в соответствии с угрозами безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.
17. Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют между собой в целях решения поставленных перед ними задач.

II. Россия и Мировой океан. Военные опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации

18. Значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в долгосрочной перспективе будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, изменением климата, миграцией населения и другими процессами.
19. Современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство.
20. В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными морскими транспортными коммуникациями. В условиях повышения интенсивности использования Мирового океана в экономических и военных целях политическая значимость указанных факторов приобретает глобальный характер.
21. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в основных районах Мирового океана, в том числе в акваториях, непосредственно прилегающих к территории Российской Федерации.
22. Для обеспечения влияния на военно-политическую обстановку в мире и защиты своих интересов Российская Федерация реализует бесспорное право на военно-морское присутствие в Мировом океане, руководствуясь принципами и нормами международного права.
23. В период до 2030 года в мире прогнозируется нестабильная военно-политическая обстановка, характеризующаяся усилением глобальной конкуренции, соперничеством мировых центров силы, неустойчивостью политических и экономических процессов, происходящих на фоне осложнения международных отношений и активизации транснациональных террористических группировок.
24. Сохраняются существующие и появляются новые опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, основными из которых являются:
а) стремление ряда государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки (США) и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;
б) наличие территориальных претензий иностранных государств к Российской Федерации в отношении приморских территорий и прилегающих к ним акваторий;
в) увеличение количества государств, обладающих боеспособными, мощными военно-морскими силами;
г) распространение оружия массового поражения и ракетных технологий;
д) стремление ряда государств ограничить доступ Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее выход на жизненно важные морские транспортные коммуникации;
е) экономическое, политическое, международно-правовое и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане, ослабления ее контроля над Северным морским путем - исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации;
ж) увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, браконьерства, незаконных перевозок морским транспортом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, а также химических веществ и радиоактивных материалов;
з) наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану.
25. С учетом негативных изменений международной обстановки в Мировом океане могут возникнуть непосредственные военные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, такие как:
а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы в районах Мирового океана, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации;
б) развертывание (наращивание) иностранными государствами в прилегающих к территории Российской Федерации акваториях морей и океанов стратегических неядерных систем высокоточного оружия морского базирования, а также систем противоракетной обороны морского базирования;
в) применение рядом государств военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, угрожающее национальным интересам Российской Федерации.
26. В целях обеспечения своих национальных интересов и в соответствии с международными обязательствами Российская Федерация определяет стратегически важные и другие районы Мирового океана, в которых ее военно-морское присутствие осуществляется на постоянной или периодической основе.
27. Необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана определяется также исходя из следующих опасностей:
а) усиливающееся стремление ряда государств к обладанию источниками углеводородных ресурсов на Ближнем Востоке, в Арктике и в бассейне Каспийского моря;
б) негативное воздействие на международную обстановку ситуации в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак, Исламской Республике Афганистан, конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки;
в) возможность обострения существующих и возникновения новых межгосударственных конфликтов в любом районе Мирового океана;
г) рост пиратской активности в Гвинейском заливе, а также в акваториях Индийского и Тихого океанов;
д) возможность оказания иностранными государствами противодействия осуществлению Российской Федерацией экономической деятельности и проведению научных исследований в Мировом океане.

III. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области военно-морской деятельности

28. Основными целями государственной политики в области военно-морской деятельности являются:
а) поддержание военно-морского потенциала на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений и возможность нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику;
б) поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования Военно-Морского Флота в качестве одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
в) обеспечение благоприятных условий для освоения и рационального использования природных ресурсов Мирового океана в интересах социально-экономического развития страны.
29. Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются:
а) в сфере обороны и национальной безопасности:
обеспечение постоянной готовности Военно-Морского Флота к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права;
развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане путем разработки и реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, правовых, военных, экономических, информационных и иных мер по предупреждению и снижению уровня угрозы агрессии против Российской Федерации в Мировом океане;
обеспечение контроля за функционированием морских транспортных коммуникаций в Мировом океане;
повышение эффективности защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, в том числе в подводной среде, обеспечения суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
проведение эффективной военно-технической политики, развитие военной инфраструктуры, совершенствование системы управления военно-морской деятельностью в Мировом океане;
развитие системообразующих интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, деятельность которых направлена на обеспечение Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности современными видами вооружения, военной и специальной техники, включая их разработку, производство, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию, а также на внедрение новых технологий и разработок в области военного кораблестроения и вооружения;