(Действующий) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. N 449 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы"

В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы".
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Руководитель
А.В. Алёшин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2016 г.
Регистрационный N 44480

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
"Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. N 449)

I. Основные положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, ст. 4359; 2016, N 23, ст. 3294; N 27, ст. 4216), Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, 3341; N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477), Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2013 г. N 550 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30961; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, N 7), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 апреля 2015 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2015 г., регистрационный N 36942; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2015, N 38) и от 22 июня 2016 г. N 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 августа 2016 г., регистрационный N 43383; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2016, N 38), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 г. N 599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2014 г., регистрационный N 32935; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, N 38), Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 мая 2003 г. N 45 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 г., регистрационный N 4694; Российская газета, 2003, N 120/1), Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 ноября 2013 г. N 765 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896; Российская газета, 2014, N 6).
2. Настоящая Инструкция предназначена для работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (далее - ОПО), подрядных организаций, осуществляющих деятельность на территории (в границах) организаций, эксплуатирующих ОПО, профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСС(Ф)), обслуживающих организации, эксплуатирующие ОПО.
3. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО.
4. Термины и их определения, а также условные обозначения, используемые в настоящей Инструкции, приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящей Инструкции.

II. Организация руководства работами по локализации и ликвидации последствий аварий

5. Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляет руководитель работ по ликвидации аварии (далее - РЛА) - технический руководитель (главный инженер) организации, эксплуатирующей ОПО.
На время отсутствия технического руководителя (главного инженера) организации функции РЛА выполняет должностное лицо, назначенное распорядительным документом руководителя организации, эксплуатирующей ОПО.
Руководство горноспасательными работами осуществляет руководитель горноспасательных работ (далее - РГСР) - должностное лицо ПАСС(Ф), обслуживающей организацию, эксплуатирующую ОПО, назначенное распорядительным документом руководителя ПАСС(Ф).
6. При участии в выполнении горноспасательных работ подразделений военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ВГСЧ), руководство горноспасательными работами осуществляет должностное лицо ВГСЧ.
7. К руководству работами по локализации и ликвидации последствий аварии и горноспасательными работами допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Горное дело" и прошедшие обучение по программам подготовки руководителя работ по ликвидации аварий и руководителя горноспасательных работ соответственно.
8. РЛА осуществляет руководство всеми силами и средствами, привлеченными к выполнению работ по локализации и ликвидации последствий аварии.
РГСР осуществляет руководство силами ПАСС(Ф) и отделениями вспомогательной горноспасательной команды (далее - ВГК) при выполнении ими горноспасательных работ.
9. РЛА принимает решения об окончании, приостановлении и возобновлении работ по локализации и ликвидации последствий аварии или горноспасательных работ.
10. РЛА и РГСР в оперативном журнале по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - оперативный журнал) организации, эксплуатирующей ОПО, и оперативном журнале ПАСС(Ф), оформленных в соответствии с приложением N 3 к настоящей Инструкции, делают записи о начале и окончании исполнения своих полномочий.
11. Никто не вправе вмешиваться в действия РЛА и РГСР, иначе как отстранив их от исполнения полномочий и приняв руководство на себя, или назначив другое должностное лицо.
При отстранении РЛА от руководства работами по локализации и ликвидации последствий аварии или РГСР от руководства горноспасательными работами в оперативных журналах делается соответствующая запись.
12. На период ведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии в организации, эксплуатирующей ОПО, РЛА организует командный пункт (далее - КП) в помещении, оборудованном в соответствии с приложением N 4 к настоящей Инструкции.
На КП постоянно находятся РЛА, РГСР и лица, назначенные для ведения оперативных журналов и другой документации, связанной с ведением работ по локализации и ликвидации последствий аварии и горноспасательных работ.
Запрещается нахождение на КП других лиц, независимо от ведомственной подчиненности, за исключением случаев получения задания и отчета о его выполнении.
13. Для иных органов управления, создаваемых при возникновении чрезвычайной ситуации, а также специальных служб ПАСС(Ф) (группы инженерного обеспечения, аварийной контрольно-испытательной лаборатории, медицинской службы) организацией, эксплуатирующей ОПО, предоставляются отдельные помещения, не совмещенные с КП.
14. Решения органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в части ведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии, передаются РЛА в письменном виде.

III. Порядок составления оперативных планов по локализации и ликвидации последствий аварий

15. В первоначальный момент возникновения аварии РЛА и РГСР организуют работу в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
В случае, если после выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, требуется дальнейшее ведение горноспасательных работ или при выполнении мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, произошло изменение обстановки на аварийном участке, разрабатывается оперативный план по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - оперативный план).
16. Оперативный план разрабатывается на основании поступающей на КП информации, анализа аварийной обстановки и прогноза развития аварии.
Оперативный план оформляется в соответствии с приложением N 5 к настоящей Инструкции.
17. Последующие оперативные планы (N 2, 3 и т.д.) разрабатываются в случаях, когда мероприятия предыдущего оперативного плана реализованы или требуется их корректировка. Оперативные планы разрабатываются до окончания ведения горноспасательных работ.
Оперативный план не должен содержать ссылок на пункты ранее разработанных оперативных планов.
Оперативный план согласовывает РГСР и утверждает PЛA.
18. Решения, требующие выполнения экстренных, неотложных мероприятий, не предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий или действующим оперативным планом, записываются в оперативные журналы за подписью РЛА и РГСР.

IV. Действия лиц, участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии

19. РЛА:
организует выполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;
организует ведение оперативного журнала организации, эксплуатирующей ОПО;
организует получение информации об обстановке в зоне аварии от работников, вышедших из зоны аварии;
организует определение границ зоны аварии;
определяет общее количество и местонахождение работников, застигнутых аварией, в том числе оказавшихся в непригодной для дыхания атмосфере;
организует учет работников, выходящих из зоны аварии или на поверхность;
организует выполнение мер по недопущению в зону аварии лиц, не задействованных в выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии;
организует оказание первой и медицинской помощи пострадавшим;