(Действующий) СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
11.6 Номер рекомендуется оборудовать радиотелефоном со съемной трубкой или со шнуром длиной 6,0 м. Он должен располагаться в пределах досягаемости с кровати. Телефон должен быть совместим со слуховым аппаратом и быть снабжен световым индикатором поступления сообщения. В целях безопасности рекомендуется предусматривать место для установки переносной трубки телефона в санузле в пределах досягаемости с унитаза.
Следует применять телевизоры, снабженные декодерами субтитров, и радиочасы, имеющие широкие дисплеи с высокой контрастностью.
11.7 При наличии в гостинице интернет-кафе, оно должно быть доступно всем категориям МГН и предоставлять компьютерные услуги, доступные всем посетителям.
В интернет-кафе должны быть стойки информации и касс высотой 0,85 м и шириной 1,0 м; автоматические камеры хранения на высоте не ниже 0,45 м и не выше 1,2 м; компьютерные столы высотой 0,75-0,85 м (некоторые могут иметь регулируемую высоту); сиденья высотой 0,45-0,5 м, в том числе с регулируемыми высотой и спинкой.
Часть компьютеров должна быть оснащена: программой чтения текста для слепых, увеличением изображения, программой распознания речи для перевода в текст, адаптированной клавиатурой, адаптированной компьютерной мышью.

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендации по проектированию

Таблица А.1 - Рекомендации по проектированию зданий учреждений образования
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Входы, общее коммуникационно-рекреационное пространство здания1.1 Подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования - по пандусу, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в центрах переквалификации - по пандусу или с применением специального подъемника1.2 Наличие не менее одного лифта для учащихся,передвигающихся на инвалидном кресле, и с нарушениями сердечно-сосудистой и легочной системы1.3 Если ширина коридора менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать через каждые 10-15 м длины коридора, но не менее одного на коридор, карман глубиной 1,8 м, длиной - 3,0 м1.1 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле, в учреждениях общего образования, а также начального и среднего профессионального образования должен предусматриваться в специальном лифтовом холле с ограниченным доступом в него остальных учащихся1.1 В вестибюлях учреждений образования следует предусматривать электронные часы и календарь1.1 Поручни на ограждениях лестниц следует предусматривать на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. Диаметр поручня - 0,35-0,45 м для начальных классов и 0,45-0,55 м - для остального контингента учащихся1.2 Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двух- или трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах1.3 Следует предусматривать зоны отдыха для учащихся-инвалидов: 3-4 места в каждой рекреации, 5-6 мест в гардеробе верхней одежды1.4 Зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе должны размещаться в стороне от транзитных проходов и иметь специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4 м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи следует предусматривать индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников1.5 При входной группе помещений следует предусматривать телефоны-автоматы, другие устройства внешней и внутренней двусторонней связи. Телефоны-автоматы следует крепить на высоте (до номеронабирателя) не более 0,85 м
2 Основные учебные помещения2.1 Все ученические места для учащихся-инвалидов следует оборудовать одноместными столами2.2 Места для учащихся с нарушением зрения должны иметь свободный доступ с двух сторон2.3 В учебных мастерских общеобразовательных учреждений следует предусматривать 3 места по возможному профилю обучения для учащихся - инвалидов с нарушением ОДА2.4 В мастерских профессиональных учебных заведений для учащихся, передвигающихся на инвалидном кресле-коляске, ширину свободного прохода, а также расстояние между станками следует принимать не менее 1,6 м2.1 Стационарное крепление необходимо предусматривать для ученических, рабочих и обеденных столов, стульев, мольбертов, кроватей в спальнях и т.п. для учащихся с нарушением ОДА. Кровати в спальнях и ученические места в опытных лабораториях и практикумах должны оборудоваться опорными поручнями2.1 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения2.2 Зону специальных ученических мест в учебных помещениях следует выделять из общей площади помещений рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола2.3 В многофункциональных помещениях (группа продленного дня, мастерские с разными видами деятельности, клубные и кружковые помещения и т.п.) следует предусматривать информационные указатели размещения функциональных зон по видам деятельности2.1 В зоне специальных ученических мест для учащихся с нарушением ОДА и слепых следует предусматривать дополнительное пространство для хранения индивидуальных средств реабилитации при передвижении, личных индивидуальных средств компенсации, личных вещей2.2 Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения должны иметь дополнительное местное освещение рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна2.3 Ученические места для учащихся с нарушением слуха (слабослышащих) должны иметь возможность оборудоваться электроакустическими приборами, индивидуальными наушниками, а в лекционных аудиториях учреждений профессионального образования - еще и сурдотехнической аппаратурой2.4 Вдоль свободных участков стен в доступной зоне учебного помещения рекомендуется предусматривать опорный поручень на высоте 0,5 м и 0,7 м - в помещениях начальных классов; 0,7 м и 0,9 м - остального контингента учащихся
3 Залы для физкультурных занятий, бассейны, раздевальные, душевые3.1 На площади спортивного зала или в отдельном помещении следует предусмотреть пространство (свободное или со специальными тренажерами) для занятий учащихся-инвалидов, не имеющих противопоказаний к физкультурным занятиям3.1 Раздевальная, душевая и туалет при физкультурном зале для учащихся - инвалидов с нарушениями ОДА должны предусматриваться отдельным комплексом помещений с соответствующим оборудованием3.2 В специальной зоне физкультурного зала или в специальном помещении для занятий учащихся-инвалидов общеобразовательных учреждений следует предусматривать "мягкие стены" для защиты от травм3.1 В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов следует предусматривать изолированную раздевальную с душем и туалетом
Таблица А.2 - Рекомендации по проектированию формирования доступной среды лечебно-профилактических учреждений
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Участки1.1 Приемные отделения, травмпункты и поликлиники следует располагать приближенно к главному входу на участок1.1 Выбор растений для садово-парковой зоны должен учитывать сочетание характера лечебного воздействия растения (аромотерапия и др.)
2 Входы в здания2.1 Травмпункт, инфекционный кабинет и приемное отделение должны иметь автономные наружные входы, доступные для инвалидов2.2 Наружный тамбур одного из боксов инфекционного отделения должен быть запроектирован для доступа инвалидов2.1 Подъезд санитарного транспорта к приемному отделению должен быть отделен от пешеходного пути2.1 Входы для пациентов и посетителей должны иметь визуальную, тактильную, радио- и акустическую информацию с указанием групп помещений, в которые можно попасть через этот вход
3 Коммуникации внутри здания:3.1 Открывание дверей целесообразно предусматривать внутрь врачебных и лечебных кабинетов3.1 Лифтовые холлы должны иметь различное декоративное поэтажное или цветовое оформление,облегчающее пациенту ориентацию3.1 Больничные лифты, предназначенные для пациентов, должны иметь поручни и откидные сиденья, необходимые по ГОСТ информационные устройства, а также информационный текстовой дисплей для связи с диспетчером
4 Вестибюль4.1 Справочная должна размещаться рядом с входом и оснащаться визуальными средствами информации и средствами радиоинформации4.2 На пути движения больного рекомендуется устройство пристенных поручней, в том числе в коридорах палатных отделений
5 Лечебно-диагностические помещения5.1 Не менее, чем один из отсеков зала лечебных и грязевых ванн, включая раздевальную при нем, должен быть приспособлен для инвалида на кресле-коляске5.2 Травмпункт должен размещаться на первом этаже5.3 Ширина коридоров, используемых для ожидания, при двустороннем расположении кабинетов должна быть не менее 3,2 м, при одностороннем - не менее 2,8 м5.1 В залах лечебной физкультуры в качестве ограждений, направляющих и ограничивающих движение, следует применять приспособления и материалы, смягчающие удар5.1 Функциональные зоны отделения необходимо выделять планировочно и обозначать визуальными, тактильными и акустическими средствами5.2 Дня ориентации слабовидящих и слабослышащих в зонах ожидания процедур и приема у врачей следует применять шумопоглощающие материалы5.1 В зонах ожидания и отдыха должны быть использованы приемы оформления интерьера, которые оказывают успокаивающее воздействие на пациентов5.2 Ванны для подводного вытяжения должны быть оборудованы подъемниками для перемещения инвалида из ванны в горизонтальном положении
Таблица A.3 - Рекомендации по проектированию учебно-тренировочных физкультурно-спортивнымхсооружений и площадок, используемых инвалидами
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Сооружения для легкой атлетики1.1 Для инвалидов должны быть доступны: дорожки для бега по кругу и прямой, места для толкания и метания (ядра, диска, копья), места для прыжков в длину и высоту1.2 Дорожка для бега по прямой на 100 м должна иметь зону старта длиной 5 м и зону финиша длиной 25 м1.1 Границы плоскостных сооружений должны быть удалены от всякого рода препятствий не менее чем на 3 м1.2 Полосы ориентации должны иметь ширину не менее 2 м вокруг дорожек для бега или разбега перед прыжком1.3 Вдоль беговой дорожки со стороны зрительских мест следует предусматривать полосу безопасности шириной не менее 1 м, а за ее пределами пространство шириной не менее 3 м для размещения инвалидов на креслах-колясках1.4 Дорожка для бега по прямой изолируется от дорожки для бега по кругу1.5 Перепады рельефа необходимо отмечать повышением или понижением направляющего поручня1.6 Травмобезопасность обеспечивается устройством оград высотой 1-1,2 м из металлических сеток, дерева, живой изгороди; организацией дренажа1.1 Полоса ориентации по периметру беговой дорожки должна отличаться по материалу от покрытия дорожки для бега (газон - грунт, газон - синтетическое покрытие)1.2 Для ориентации при прыжках в длину за 4 м от края ямы необходима фактурная полоса1.3 Для выполнения прыжков в высоту зону разбега выделить фактурной поверхностью1.4 Планка и стойки для выполнения прыжков в высоту должны быть цветными, контрастными1.5 Маршрут и зоны для упражнений должны обозначаться при помощи системы информации для незрячих, а также четкими, хорошо различимыми указателями для остальных занимающихся1.6 Покрытие зон старта и финиша должно быть однородно по материалу, но выделяться по фактуре от покрытия дорожки. Стартовая линия должна быть фактурной1.7 Повороты дорожек следует обозначать изменением качества и фактуры покрытия1.1 Повороты беговой дорожки следует обозначать сменой фактуры (цвета покрытия) на расстоянии не менее 2,4 м от начала поворота1.2 Стандартные виды оборудования следует дополнять специальным оборудованием для инвалидов1.3 Пешеходные и беговые дорожки должны быть снабжены направляющими поручнями
2 Детские площадки игровые2.1 Территория площадок в расчете на одного ребенка-инвалида должна быть не менее 5-7 м2 (до 4 лет), 7-10 м2 (до 7 лет), 10-12 м2 (до 11 лет)2.1 Игровое оборудование необходимо окрашивать в яркие контрастные цвета поверхностей площадок, правильным выбором покрытий для различных видов деятельности2.1 На дорожках устанавливаются четкие указатели направления движения к площадке со стационарным игровым оборудованием2.2 По периметру игровых площадок должны предусматриваться полосы ориентации шириной не менее 1,5 м2.1 Необходимо разграничивать площадь участка по возрастным группам, выделяя зону для детей дошкольного возраста2.2 Комплексные площадки для активного досуга детей следует компоновать из зон: физкультурно-игровых устройств, плескательного бассейна с песком, спортивных игр
3 Площадки для физкультурно-спортивных игр3.1 Вокруг игровых площадок следует устраивать полосы безопасности по длинным сторонам шириной не менее 2 м, по коротким (торцевым) сторонам - не менее 3 м. На теннисных площадках зона безопасности должна быть увеличена по длинным сторонам до 4 м, по коротким - до 6 м3.1 Площадки следует визуально обособлять от коммуникационных путей и пространств при наличии необходимой информации3.2 Вокруг площадки для игры наибольшего размера рекомендуется устройство информационных тактильных полос.Для ориентации занимающихся слепых используются звуковые маяки
4 Залы для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий4.1 Размеры залов назначаются по наибольшему размеру площадки исходя из предполагаемых видов занятий с учетом площади зон информации и ориентации4.2 В залах для игры в настольный теннис рекомендуется предусматривать зону размерами не менее 9х4,5 м на один стол4.3 При расстановке оборудования в тренажерных залах необходимо учитывать проезды для инвалидов на креслах-колясках4.1 Вокруг игровых площадок и тренажеров в залах следует предусматривать зоны безопасности4.2 Стены залов должны быть абсолютно гладкими, без уступов4.3 Все крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей должны устанавливаться заподлицо с поверхностью стен или заглубляться4.4 Рекомендуется мягкая обивка стен на высоту 3 м в залах для занятий на батуте и на высоту 2 м - в залах для занятий гимнастикой и борьбой4.1 Для занятий в гимнастических залах инвалидов с дефектами зрения информационные тактильные дорожки рекомендуется устраивать вокруг зон снарядов, зоны для вольных упражнений, зоны для выполнения опорного прыжка4.2 Объемы залов должны быть минимально необходимыми для облегчения ориентации4.3 Для указателей, маркировки и других ориентиров в зале рекомендуется сочетание голубого, черного, красного с белым или желтого с черным цветов.Цветом следует также выделять элементы инвентаря и оборудования (красные мячи, голубые, зеленые силовые тренажеры и т.п.)4.4 Для занятий людей с полной или частичной потерей зрения рекомендуется использование отдельных площадок и зон, выделенных в многосекционных залах, только при обеспечении их акустической изоляции.В спортивных залах, используемых слепыми, рекомендуются акустические потолки для облегчения получения звуковой информации4.1 Для спортивных игр инвалидов на креслах-колясках следует использовать залы с шероховатым, пружинящим напольным покрытием из синтетических материалов.Следует заглублять поручень, которым оборудуется зал для занятий слепых в нишу в стене4.2 Для спортивных игр инвалидов с дефектами зрения поверхность пола должна быть идеально ровной и гладкой, границы площадок для игр обозначаются рельефными наклеивающимися полосами4.3 При выборе материала для пола и стен необходимо компромиссно учитывать потребности различных групп пользователей, включая инвалидов4.4 У стен зала следует устраивать откидную скамью для отдыха4.5 Необходимо применение чистых, не зависящих от качества освещения, цветов. Для пола и стен - контрастные цвета (голубой - желтый). Красный, оранжевый цвета следует применять лишь в зонах кратковременного (до 10 мин.) пребывания - у отдельных тренажеров
5 Плавательные бассейны, ванны5.1 Залы ванн бассейнов, доступных для инвалидов, как правило, должны иметь увеличенные по сравнению со стандартными размеры за счет увеличения ширины обходных дорожек и за счет зон для размещения дополнительного вспомогательного оборудования5.2 Обходная дорожка по периметру ванн должна быть шириной не менее 2 м в крытых и 2,5 м у открытых ванн5.3 Дорожка со стороны стартовых тумбочек и выходов из раздевальных должна быть шириной не менее 3,5 м5.4 Ширина лестницы для спуска в воду должна быть не менее 0,9 м5.5 Вместо ножных проходных ванн у выхода из раздевальных в зал бассейнарекомендуется применять коврики, пропитанные антисептиками5.6 Все пандусы, примененные в зале бассейна, должны иметь уклоны не более 1:205.7 Терапевтические ванны следует оборудовать двигающимися подвесными вспомогательными средствами5.1 Вдоль стен бассейна по периметру обходной дорожки рекомендуется устраивать сплошной поручень на высоте 0,9 м от пола5.2 Край ванны бассейна по всему периметру должен выделяться полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к обходной дорожке5.3 Для покрытия обходной дорожки следует применять шероховатую плитку. Уклон в сторону трапа 0,01-0,025.4 Для безопасного спуска в воду инвалидов, чья подвижность целиком зависит от ортопедических устройств, следует предусмотреть установку желоба или специальных подъемников. Желоб может устанавливаться на высоте 0,5 м над уровнем обходной дорожки. Подъемники могут устанавливаться на обходной дорожке, крепиться к потолку или стене.5.5 Глубина ванн бассейнов должна быть в пределах:0,6-0,85 м, для оздоровительно-терапевтических ванн размером 6x12 м;0,7-1,0 м, для плескательных ванн свободной формы для детей 6-12 лет0,6-1,35 м, для обучения плаванию детей с размером ванн 6x10 м;0,8-1,35 м, для обучения плаванию взрослых с размером ванн 8х16,6 м; 1,2-1,45 м, для физкультурно-оздоровительного плавания, с размером ванн 25x11 м5.1 В ванных бассейнов, где возможны занятия слепых спортсменов, на обходных дорожках должны предусматриваться специальные тактильные полосы для информации и ориентации. Ширина полос ориентации для открытых ванн - не менее 1,2 м. За ней должно быть установлено предупреждающее ограждение с поручнем на высоте не менее 1 м5.2 Предупредительная цветовая маркировка должна быть на входах и выходах из бассейна, границе борта, центровке трамплинов, стартовых тумбочек и по краю ступеней в ванну бассейна5.3 Для получения различимой звуковой информации и снижении уровня шума рекомендуется применять перфорированный или слоистый акустический потолок5.1 По внешней границе обходной дорожки следует предусматривать устройство стационарных скамей высотой 0,5 м5.2 На площади обходной дорожки следует предусматривать места для хранения кресел-колясок5.3 В мелком конце ванны следует устраивать пологую лестницу с размерами, не менее: подступенков - 0,14 м и проступей - 0,3 м. Рекомендуется устраивать лестницу вне габаритов ванны. Лестница должна иметь стационарные поручни5.4 Для спортивно-оздоровительного плавания рекомендуются ванны без бортов с периливной решеткой в уровне обходной дорожки.В ваннах терапевтического и двигательно-оздоровительного назначения, как и в детских ваннах, с 3-х сторон устраивается борт высотой 0,65 м. С одной длинной стороны ванны уровень обходной дорожки должен быть понижен для работы врача или инструктора.В месте самостоятельного входа инвалида в воду борт должен находиться в уровне воды
6 Раздевальные, душевые и санузлы6.1 Размер прохода между скамьями в общих раздевальных должен составлять не менее 1,8 м6.2 Индивидуальные кабины для переодевания инвалидов, использующих кресла-коляски, следует предусматривать увеличенных размеров: 2x2 м.Эти кабины должны быть доступны из помещений общих раздевальных, они могут быть и проходными с выходом непосредственно в зал6.3 Количество душевых кабин для инвалидов следует принимать из расчета - одна душевая сетка на 3-х занимающихся инвалидов, но не менее одной6.1 Зоны для переодевания инвалидов в общих раздевальных рекомендуется указать специальной маркировкой, а также визуально отделить от остального помещения мебелью и оборудованием6.1 Необходимо устройство подиума или островной скамьи длиной 3 м, шириной 0,7-0,9 м и высотой 0,5 м для возможности переодевания лежа. Допускается устройство расширенной скамьи (шириной не менее 0,6 м) вдоль одной из стен раздевальной6.2 В помещениях "семейных" раздевальных следует предусматривать самостоятельную душевую и санузел, доступные для инвалидов
7 Комната первой медицинской помощи7.1 Прямой доступ из ванн и спортзалов бассейнов7.1 Следует предусматривать санузел, доступный для инвалидов
Таблица А.4 - Рекомендации по проектированию демонстрационных спортивных сооружений (стадионы, спортивно-зрелищные залы)
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Места для зрителей на трибунах1.1 Места для инвалидов на стадионах следует предусматривать как на трибунах, так и перед трибунами на уровне спортивного ядра1.2 Места для инвалидов в спортивно-зрелищных залах следует предусматривать как на трибунах, так и в партере1.3 Если первый ряд приподнят над хоккейной ареной, необходимо предусматривать пандус1.4 При расположении мест для инвалидов на горизонтальном участке пола в первом ряду ширина продольного прохода должна быть не менее 1,2 м1.5 При выделении зоны для инвалидов в последнем ряду зрительских мест ее глубину принимают не менее 1,7 м (два ряда)1.6 (Б): При размещении инвалидов в ложе следует предусмотреть возможность устройства лифта с уровня вестибюля1.1 Места для инвалидов следует располагать вблизи эвакуационных выходов1.2 В одном месте не следует располагать более трех инвалидов на креслах-колясках1.3 На трибунах при уклоне более 5% не рекомендуется предусматривать места для инвалидов1.4 Места для инвалидов, располагаемые на уровне арены, располагать только за пределами зон безопасности1.5 Места для инвалидов в первых рядах у выходов или вблизи эвакуационных люков не должны сужать ширины прохода, необходимой по расчету путей эвакуации1.6 Места, выделенные для размещения инвалидов на креслах-колясках, следует огораживать барьером высотой не менее 0,9 м1.1 При расположении в партере на плоском полу мест для инвалидов на креслах-колясках два места следующего за ним ряда не используются, либо делаются съемными1.2 На трибунах следует предусматривать не менее 3-х мест для подключения индивидуальных слуховых аппаратов, связанных со специальной акустической системой1.3 Места для инвалидов должны располагаться в зоне прямой видимости светоинформационного табло1.4 Места для инвалидов должны выделяться знаками доступности, при возможности оснащаться радиоинформаторами1.1 Места для инвалидов, размещаемые на открытых трибунах, следует защищать от атмосферных осадков1.2 Наиболее предпочтительные зоны для расположения мест инвалидов в спортивно-зрелищных залах:в первом ряду, у продольного прохода в зале на уровне фойе, в последнем ряду (удаленность от центра арены не более 34 м)1.3 Не следует располагать места для инвалидов перед первым рядом трибун в залах с хоккейной коробкой с бортами, препятствующими видимости1.4 Рекомендуется размещение инвалидов в ложе, находящейся в зоне оптимальной видимости и имеющей самостоятельный эвакуационный выход
Таблица А.5 - Рекомендации по проектированию, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Экспозиционная и выставочная зоны музеев и выставок1.1 Для доступности объемных экспонатов посетителям с дефектами зрения их следует располагать на столе в центре зала1.2 Для инвалидов в креслах-колясках требуется понижение высоты подвески плоскостных материалов с 1,56 до 1,25 м1.3 Навесная витрина должна находиться на высоте, доступной для визуального восприятия с кресла-коляски (низ на отметке не более 0,85 м от уровня пола)1.4 Горизонтальная витрина должна иметь под собой пространство для подъезда инвалида на кресле-коляске1.1 Следует ограждать выступающие и свободно стоящие предметы1.2 Для инвалидов с дефектами зрения вокруг экспозиционного стола предусмотреть предупредительную фактурную цветную полосу шириной 0,9 м в уровне пола1.3 У витрин на высоте 0,8 м необходимо устройство горизонтального поручня со скругленными углами1.1 В оборудование экспозиций необходимо включать разнообразные аудиовизуальные средства (в том числе видеогиды и интерактивные панели с информацией под экспозицией), облегчающие инвалидам осмотр и усвоение представленного материала1.2 На несколько экспонатов (3-4) монтируется вывод наушников для получения информации об этих предметах1.1 Экспонаты следует располагать на вращающихся подставках с табличками на шрифте Брайля.Часть экспонатов желательно представлять в виде слепков, допуская их ощупывание1.2 Для посетителей с ослабленным зрением этикетки экспонатов рекомендуется выполнять объемными1.3 При подсветке экспонатов необходимо устройство комбинированного (местного и общего) освещения для компенсации недостатка в нем у инвалидов с дефектами зрения1.4 В нижней части экспозиции рекомендуется повышать уровень освещенности
Таблица А.6 - Рекомендации по проектированию зрительных и лекционных залов
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Универсальные клубные залы1.1 Следует предусматривать устройство горизонтального пола от наружной кромки сцены в сторону зала на 6-12 м, в том числе для размещения временных зрительских мест для инвалидов на креслах-колясках1.2 Стационарные места следует располагать за пределами горизонтального участка пола, при этом первые 2-5 рядов должны иметь глубину ряда не менее 1 м для доступности инвалидов с ограниченной подвижностью, а также с дефектами зрения и слуха1.1 Места для инвалидов на креслах-колясках должны быть по возможности рассредоточены по залу, чтобы избежать их концентрации в местах эвакуации1.1 Залы вместимостью более 800 мест рекомендуется дополнительно оснащать телемониторами1.2 Следует предусматривать дополнительные осветительные мероприятия по усилению визуальной информации: рирпроектор, подсветку места переводчика жестового языка1.1 Подъем зрительских мест должен соответствовать условиям комфортной видимости с учетом инвалидов на креслах-колясках1.2 Места для инвалидов должны быть комфортными по антропометрическим характеристикам1.3 (Б) Оптимальная вместимость зала для посетителей с дефектами слуха - 200-300 мест с наибольшим удалением последнего ряда от сцены на 10-13 м1.4 Форма зала должна обеспечить оптимальные условия видимости (особенно для компенсации дефекта слухового восприятия)
2 Лекционные залы2.1 Расстояние между столами следует увеличить до 1,1 м2.1 Пандусы, ведущие к рядам в ярусных амфитеатрах, должны иметь перила по стенам2.1 Крышки столов-парт должны быть шириной не менее 0,48 м2.2 Места для посетителей с дефектами зрения следует оборудовать индивидуальными светильниками
Таблица А.7 - Рекомендации по проектированию расположения и организации зрительских мест для маломобильных посетителей в зрительных залах
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Зрительные залы1.1 В реконструируемых залах, где уклон пандусов превышает 5%, места для зрителей на креслах-колясках следует предусматривать на плоском полу по бокам первого ряда зрительских мест (минимальная ширина прохода перед первым рядом - 1,2 м)1.2 Места для инвалидов на креслах-колясках возможно размещать в первых рядах театров при наличии зоны вдоль сцены шириной не менее 2,1 м1.3 В залах, где имеются кроме боковых дополнительные продольные проходы, места для инвалидов допускается размещать по бокам отрезков первого ряда, а также вдоль среднего продольного прохода при условии устройства съемных кресел в соответствии с 5.31.4 При наличии поперечного прохода, шириной не менее 1,2 м, а также при возможности въезда кресла-коляски на его уровень непосредственно из фойе, допускается оборудование местдля инвалидов по бокам отрезков рядов, ограничивающих пространство прохода1.5 Места для кресел-колясок в среднем поперечном проходе вблизи эвакуационных выходов допускается предусматривать при ширине прохода между креслами не менее 2,6 м (без съемных мест) и не менее 2,1 м (с устройством съемных мест)1.6 При размещении зрителей на костылях (с протезами, с негнущимися в коленях ногами и т.п.) в крайних местах на общих рядах следует обеспечить ширину между рядами не менее 1,1 м1.7 Размещать места для инвалидов в залах цирков следует размещать вблизи эвакуационных люков в тех рядах, плоскость которых находится на одном уровне с фойе.В существующих цирках допускается использовать служебные входы для доступа зрителей к местам, расположенным на плоском полу перед первым рядом. В этом случае площадь прохода должна быть увеличена не менее чем до 2,2 м (в местах, где предполагается размещение инвалидов)1.1 В залах вместимостью 800 зрителей и более места для инвалидов на креслах-колясках следует рассредоточивать в нескольких зонах1.2 В залах с 1-2 выходами рекомендуется места для инвалидов по возможности размещать в непосредственной близости от зон эвакуации1.3 В одном месте следует располагать не более 3-х инвалидов на креслах-колясках1.4 Не допускается размещение инвалидов вне зрительских мест у дверей в тех случаях, когда ширина продольного прохода менее 1,8 м, а поперечного - менее 2,1 м.В случае расположения инвалидов в первых рядах вблизи эвакуационных выходов ширина прохода должна быть увеличена на ширину свободного проезда кресла-коляски1.5 Поперечную ширину путей эвакуации следует назначать не более 2,5-кратной ширине горизонтальной проекции кресла-коляски1.6 При возможности расположения инвалидов в отдельных рядах, имеющих самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей, дополнительный выход из зала должен иметь ширину не менее 1,8 м1.7 При уклоне гребенки амфитеатра более 5% следует предусмотреть преодоление уклона в несколько приемов по пандусу при соблюдении нормируемого уклона, а также устройство перил в местах примыкания пандуса к стенам1.1 В зрительных залах театров для зрителей с дефектами слуха рекомендуется предусматривать место переводчика жестового языка, оснащенное подсветкой и расположенное в первом ряду1.1 Места для инвалидов на креслах-колясках следует проектировать с учетом установки (при необходимости) съемных кресел или съемного ряда для обслуживания обычных посетителей с расстоянием между ним и предыдущим рядом не менее 1,1-1,2 м1.2 Необходимо оборудовать съемными секциями первые и последние ряды кинозалов, чтобы варьировать количество мест для инвалидов в зависимости от потребности1.3 Пандусы и ступени в зале должны иметь подсветку для облегчения ориентации и передвижения инвалидов в затемненном зале1.4 Для облегчения доступа сопровождающих лиц к инвалидам рекомендуется в местах их размещения предусматривать откидные сиденья и подлокотники кресел1.5 Разница в превышении луча зрения у инвалида в кресле-коляске и обычного посетителя - 4-6 см, что позволяет располагать инвалидов на плоском полу в поперечных проходах при соблюдении комфортной видимости1.6 В театрах-студиях при активном участии инвалидов в качестве зрителей или действующих лиц рекомендуется устройство сцены-арены с уменьшенной глубиной сценической площадки
Таблица А.8 - Рекомендации по проектированию культовых зданий, сооружений и комплексов
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Сооружения, не имеющие обитаемых пространств (монументы)1.1 Удаление мест возложения цветов, камней, амулетов, установки икон, свечей, лампад, раздачи святой воды не должно быть далее 0,6 м от кромки пути движения. Высота - от 0,6 до 1,2 м от уровня пола1.2 Фронт подхода к месту поклонения - не менее 0,9 м1.1 Применение подсветок в темное время суток1.1 Устройство на путях движения лиц с нарушениями здоровья опор (стоек, поручней)1.2 (Б) Устройство специальных входов и подходов для лиц с нарушением здоровья
2 Здания мест поклонения без проведения богослужений2.1 Внутренние пространства часовен, иных зданий для поклонений должно обеспечивать маневрирование инвалида на кресле-коляске и одновременное расхождение с ним встречного потока посетителей2.1 Устройство в составе здания (если это допускают конфессиональные требования) или около здания мест отдыха (ожидания) с местами для инвалидов и маломобильных лиц
3 Здания для богослужений3.1 Выделение в составе здания зон для инвалидов и маломобильных лиц и путей движения к ним3.2 Устройство наклонных и вертикальных коммуникационных путей, оборудованных для лиц с нарушениями здоровья, обеспечивающих доступность к помещениям (в том числе для богослужений), находящихся не на уровне участка3.3 Устройство в исповедальнях не менее одного места для исповеди инвалидов и маломобильных лиц с учетом пользования средствами реабилитации3.4 В зоне сидения не менее 3% мест рекомендуется отводить для инвалидов на креслах-колясках (не менее одного)3.5 На хорах, галереях, доступных для лиц с нарушениями здоровья, рекомендуется устройство мест для них рядом с путями движения3.6 Расстояние от приподнятых частей пола у мест размещения реликвий, а также от амвона, престолов, сеней, кафедр, чаш, купелей, других элементов интерьера до выступающих по горизонтали в сторону путей движения деталей интерьера не должно быть менее 1,8 м3.1 Изменения высоты или формы пола не должны иметь частей,выступающих в кромку полосу движения в здании3.2 В габарит пути не должны выступать металлические хоругви, посохи с торчащими концами, паникадила, подвесные лампады, иные предметы богослужений3.3 Расстояние от аналоя, купели, иных островных элементов до края выступающих элементов интерьеров в габаритах зоны движения должно быть не менее 1,5 м в свету3.4 Высота приподнятой части пола у реликвий, солеи и амвона не должна быть менее 0,1 м3.5 Скользкие покрытия полов следует покрывать нескользкими полосами ковровых покрытий или резиновыми ковриками3.1 (А) Применение (в пределах, разрешенных конфессиональными требованиями) разметок на полу и стенах, установка указателей на специальных конструкциях для выделения зон движения лиц с нарушениями здоровья3.2 Использование звуковых маячков вне времени проведения богослужения, применение во время богослужения световых и тактильных средств информации3.1 (Б) Выделение около святилища (алтаря, иконостаса и т.д.) мест богослужения для инвалидов и маломобильных лиц, оборудованных для их длительного пребывания в помещениях для богослужений3.2 Устройство в зоне для лиц с нарушениями здоровья оборудованного места для переводчика синхронного жестового языка3.3 Устройство мест для временного хранения технических средств реабилитации при зонах для богослужений3.4 Выделение мест, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, для лиц с нарушениями слуха
Таблица А.9 - Рекомендации по проектированию зданий кредитно-финансовых учреждений и предприятий связи
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1 Кассовые и операционно-кассовые залы банков1.1 Размещение в уровне входа в здание1.2 (Б) Размещение специализированных касс в непосредственной близости от входа в зал совместно с обособленной зоной ожидания увеличенной площади1.3 (Б) Наличие боксов (помещений) для пересчета денег, оборудованных специальными переговорными устройствами для контакта с персоналом1.4 При нескольких островных (автономных) рабочих местах операционистов, одно приспосабливается для обслуживания инвалидов1.5 Обеспечение доступности контрольного шлюза и шлюзового помещения (при наличии)1.1 Наличие справочно-информационной службы непосредственно при входе в зал1.2 Дублирующая функциональная маркировка каждого операционного места обслуживания: пенсионных выплат, почтовых отправлений, подписки на газеты и журналы1.1 (Б) Обязательное наличие переговорных спецустройств в кассах для пенсионных и коммунальных платежей при обеспечении полноценного визуального контакта
2 Депозитарий2.1 Возможность присутствия сопровождения, наличие переговорных устройств и технических средств слежения2.1 (Б) Увеличение площади специализированных кабин в кладовых хранения индивидуальных ценностей с учетом возможного сопровождения
3 Операционные залы предприятий связи, переговорные пункты3.1 (Б) В почтамтах рекомендуется наличие специализированных кабин в переговорных пунктах3.1 В отделе пенсионных выплат:локальное понижение прилавка;увеличение глубины и ширины прилавка со стороны клиента3.2 Наличие переговорных устройств с возможностью двустороннего включения в Отделе пенсионных выплат3.3 Рекомендуется наличие Отдела сервисной упаковки и доставки в Отделе посылок

Приложение Б (справочное) Иллюстрации

1199 × 1669 пикс.     Открыть в новом окне
1205 × 1610 пикс.     Открыть в новом окне
1229 × 1684 пикс.     Открыть в новом окне
1229 × 1705 пикс.     Открыть в новом окне
1220 × 1744 пикс.     Открыть в новом окне
1063 × 1747 пикс.     Открыть в новом окне
1072 × 1849 пикс.     Открыть в новом окне
1253 × 1893 пикс.     Открыть в новом окне
1232 × 1893 пикс.     Открыть в новом окне
1182 × 1765 пикс.     Открыть в новом окне
1217 × 1822 пикс.     Открыть в новом окне
1262 × 1896 пикс.     Открыть в новом окне
899 × 1819 пикс.     Открыть в новом окне
1241 × 1774 пикс.     Открыть в новом окне
1190 × 1729 пикс.     Открыть в новом окне
1247 × 1846 пикс.     Открыть в новом окне
1134 × 1801 пикс.     Открыть в новом окне
1295 × 1732 пикс.     Открыть в новом окне
1312 × 1735 пикс.     Открыть в новом окне
940 × 1839 пикс.     Открыть в новом окне
1164 × 1860 пикс.     Открыть в новом окне
1155 × 1723 пикс.     Открыть в новом окне
1164 × 1881 пикс.     Открыть в новом окне
1247 × 1875 пикс.     Открыть в новом окне
1131 × 1822 пикс.     Открыть в новом окне