Действующий
Постановление Главы Озерского городского округа Челябинской области от 6 апреля 2009 г. N 990 "Об утверждении ведомственной целевой программы Озерского городского округа "Ступени мастерства" на 2009 год"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", от 19.04.2005 N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", постановлением от 26.12.2007 N 3170 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Озерского городского округа", постановляю:
ведомственную целевую программу Озерского городского округа "Ступени мастерства" на 2009 год.
1. Утвердить прилагаемую
Проблема поддержки одаренных детей - это проблема экономическая, педагогическая, нравственная и политическая. Так как интеллект и творческие дарования - главное национальное богатство в любой стране.
В новых социально-экономических условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей. Необходимо оказывать содействие выявлению и развитию природных задатков и способностей на всех ступенях воспитания и образования. Создавать условия для адресной поддержки каждого одаренного ребенка. Формировать положительный имидж округа, делать его привлекательным для талантливой молодежи.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению специалистов самой высокой квалификации.
Необходимые условия для полноценного и позитивного развития ребенка, способствующие максимальному раскрытию его потенциальных возможностей:
- разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
Создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей детей - одна из приоритетных социальных задач.
В учреждениях дополнительного образования округа созданы условия для развития детей, что дает свои результаты:
- охват дополнительным образованием в округе составляет 20%, что в 2 раза выше среднеобластного показателя;
- показатель посещения детьми и подростками библиотеки держится на максимально высоком уровне - 99,8 %.
В настоящее время создается теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности и личностно-ориентированного образования.
Современные задачи образования требуют научно-исследовательского подхода к данной проблеме, т.е. создания системы раннего выявления и развития способностей одаренных детей. В настоящее время отмечается рост численности детей, занимающихся на подготовительных отделениях и отделениях раннего развития детей 4-5 лет в образовательных учреждениях дополнительного образования. Особой популярностью пользуются программы для дошкольников.
Выявление и развитие творческих способностей учащихся осуществляют образовательные учреждения - 2 музыкальные школы, художественная школа, школа искусств, Озерский колледж искусств, а также библиотеки. Каждое учреждение имеет свой арсенал средств для развития и поддержки одаренных учащихся.
Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры направлена на модернизацию учебного и воспитательного процесса, приведение его в соответствие с новыми потребностями обучающихся и их родителей.
В музыкальных, художественной школах и школе искусств города созданы условия для успешной реализации, как традиционных образовательных программ, так и для внедрения новых. Используются модифицированные образовательные программы, в которые внедряются новые предметы, новые методики преподавания, что в значительной степени способствует повышению интереса детей к обучению, повышению успеваемости. Продолжает свою работу научное общество учащихся. Активизировалась исследовательская деятельность преподавателей.
Необходимо не только поддерживать, но и пропагандировать инновационную деятельность для использования ее другими учреждениями округа.
Характерной чертой всех школ искусств округа является расширение возрастных рамок обучающихся, открываются группы и отделения для старших подростков, развиваются эстрадное и вокальное отделения в Детских музыкальных школах, Воскресная студия в Детской художественной школе.
Сеть школ, обеспечивает учащимся выбор направлений обучения соразмерно их способностям и интересам. Школы являются инициаторами крупных конкурсных, концертных, выставочных проектов.
Важно отметить, что в городе за последние годы не произошло снижения количества учащихся школ искусств, как в целом по России.
В Озерском городском округе сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Проводятся олимпиады и конкурсы, творческие состязания, конференции и выставки, работает научное общество учащихся.
Отвечая на социальный заказ образовательных учреждений, и располагая достаточными информационными ресурсами, Детская библиотека эффективно реализует свои образовательные и просветительские функции. Наиболее последовательно это осуществляется через реализацию программ и циклов занятий дополнительного образования.
Разработан комплекс мероприятий, направленных на привлечение детей в библиотеку. Все программы ставят своей целью продвижение чтения среди детей и подростков; раскрывают библиотечный фонд (книжный, периодики, новых носителей информации); способствуют творческому развитию детей. Наиболее актуальны программы экологической, патриотической и краеведческой направленности. Ежегодно ЦСДШБ проводит для своих читателей конкурсы детского творчества. Стало традицией активное участие читателей Детской библиотеки в областных, региональных, всероссийских конкурсах для одаренных детей. Организация этих направлений деятельности требует особого внимания и дополнительной финансовой поддержки.
Особые условия существования города, его закрытость и удаленность от областных центров не должны сказываться на профессиональном росте творческих работников и их воспитанников. Необходима активизация выездной и обменной гастрольной деятельности.
Неотъемлемой частью творческого процесса является участие детей в городских, региональных, международных конкурсах и фестивалях. Высокая профессиональная подготовка детей позволяет им получать дипломы и звания лауреатов на престижных международных, всероссийских и межрегиональных конкурсах.
В округе создана система стимулирования талантливых детей. В соответствии с Постановлением Главы Озерского городского округа N 1675 от 19.05.2008г. "Об утверждении Положения о стипендиях главы Озерского городского округа одаренным детям и поощрении их наставников в 2008г." учреждены именные стипендии для победителей различных конкурсов.
За 7 лет около 200 учащихся образовательных учреждений дополнительного образования и клубных учреждений стали стипендиатами главы; 6 учащихся Детской музыкальной школы N1 - стипендиатами программы "Новые имена" и Министерства культуры РФ.
Около 100 детей ежегодно принимают участие в конкурсах различного уровня. Оплата конкурсных расходов ранее осуществлялась за счет средств родительской оплаты учреждений, которая в соответствии с Типовым положением о дополнительном образовании с 2007 года отменена.
Существующая материально-техническая и учебно-методическая база учреждений дополнительного образования не позволяет в полной мере создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей, развития их потенциальных возможностей, подготовки к самореализации.
Требует дополнительных средств целенаправленная подготовка кадров для работы с одаренными детьми, в том числе по видам одаренности.
Озерский колледж искусств, являясь методическим центром, осуществляет повышение квалификации преподавателей, ведет научно-методическую и кураторскую работу и мог бы возглавить работу по программе "Ступени мастерства".
Работа с одаренными детьми это непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования, внимания и поддержки со стороны органов исполнительной власти. Главная задача Управления культуры координировать эту деятельность, поддерживать все инновационные процессы, способствовать созданию единого образовательного пространства в системе творческого развития детей округа.