(Действующий) Свод правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-103-97...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
климатические условия района;
местоположение и количество малых переходов;
гидрологические условия больших и средних переходов.
Отнесение перехода трассы к той или иной группе сложности следует осуществлять в зависимости от ширины и глубины водного объекта в соответствии с таблицей 9.6.
В случае недостаточной изученности в составе инженерных изысканий должно быть предусмотрено наземное рекогносцировочное обследование участков больших и средних переходов. Обследование малых переходов допускается для участков трассы, прокладываемых в районах с развитой овражно-балочной сетью.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания для разработки проектной документации проводятся на выбранном направлении трассы в целях уточнения и детализации гидрологических условий и получения расчетных гидрологических характеристик водных объектов, отнесенных по условиям пересечения трассой трубопровода к большим и средним, а также получения исходных данных для оценки гидрологических условий на участках малых переходов.
Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий следует устанавливать с учетом способа прокладки трубопровода и группы сложности его перехода через водные объекты.
При надземном способе проложения трубопровода основное внимание при обследовании пересекаемых водных объектов следует уделять определению высоты максимальных уровней воды, интенсивности и направленности деформационных процессов; при пересечении оврагов - водноэрозионной деятельности и ее интенсивности.
Для проложения трубопровода в земляной перемычке с водопропускным отверстием при обследовании следует также определять условия водохозяйственной деятельности в бассейне реки и гидравлические характеристики русла и поймы.
Подземный способ проложения трубопровода определяет необходимость детальной оценки интенсивности водноэрозионной деятельности, форм ее проявления и направленности, а также устойчивости дна и берегов русла к размыву.
Оценка гидрологических условий малых водотоков производится, как правило, по материалам гидрологической изученности, дополненным результатами рекогносцировочного обследования с комплексом морфометрических работ. При проложении трассы в районах интенсивного развития овражно-балочной сети, рекомендуется выделять эталонные участки (показательные по стоку и водноэрозионной деятельности) и предусматривать для них наблюдения за стоком малых рек, выполняемые в комплексе с работами по изучению водноэрозионной деятельности.
При обследовании больших и средних переходов дополнительно к сведениям, полученным на стадии обоснований инвестиций в строительство трассы магистрального трубопровода, должно быть установлено:
рыбохозяйственное значение реки с местоположением зимовальных ям и нерестилищ;
наличие ниже створа перехода трубопровода поверхностных и грунтово-инфильтрационных водозаборов, пляжей, мест отдыха и туризма;
наличие вблизи перехода якорных стоянок судов и их местоположение;
наличие мест производства дноуглубительных работ;
наличие существующих переходов трубопроводов, либо кабельных линий и опыт их эксплуатации.
Для оценки гидрологических условий средних и больших переходов трассы, неизученных и недостаточно изученных в гидрологическом отношении, в составе инженерных изысканий следует предусматривать организацию наблюдений за характеристиками гидрологического режима и детальное обследование участков переходов.
В состав гидрологических наблюдений на организуемых постах, как правило, включают: измерения температуры, уровней и расходов воды; изучение ледового режима на участке перехода; отбор проб донных отложений; детальное измерение скоростей течения для характеристики их распределения в створе и в плане участка перехода; изучение деформации берегов и дна русла.
Таблица 9.6
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности│ Условия пересечения водного объекта трассой │
│ перехода │ магистрального трубопровода │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │ Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения │
│ │ трассой до 30 м при средних глубинах до 1,5 м │
│ │ │
│ II │ То же, от 31 до 75 м при средних глубинах более│
│ │ 1,5 м │
│ │ │
│ III │ То же, менее 75 м, но зона затопления при 20-дневном│
│ │стоянии уровней воды 10%-ной вероятности превышения │
│ │составляет более 500 м │
└─────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
Для больших переходов в состав наблюдений дополнительно включают изучение режима мутности, стока влекомых наносов и параметров песчаных гряд.
По результатам изыскательских работ должна быть дана детальная оценка гидрометеорологических условий района проложения трубопровода и получены необходимые для обоснования его проекта расчетные метеорологические и гидрологические характеристики (таблица 9.7).
9.6 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для объектов речного транспорта, в зависимости от решаемых задач, должны обеспечивать получение необходимых исходных данных для разработки обоснований инвестиций и проекта строительства сооружений и намечаемых мероприятий по улучшению судоходных условий участка реки, водно-транспортного узла или условий отстоя флота.
При выполнении инженерных изысканий следует организовывать сеть уровенных постов, осуществлять наблюдения за уклоном водной поверхности (однодневные связки уровней), распределением стока по рукавам русла и скоростями течения на перекатах.
Таблица 9.7
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Характеристики │Гидрометеорологические характеристики, определяемые│
│ природных условий │при инженерно-гидрометеорологических изысканиях,│
│ │для разработки обоснований инвестиций и проекта│
│ │строительства трасс магистральных трубопроводов │
│ ├────────────────────────┬──────────────────────────┤
│ │при выборе направления│дополнительно на выбран- │
│ │трассы │ном направлении трассы │
├───────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┤
│ Для трасс магистральных трубопроводов │
├───────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────┤
│Климат │Экстремальные и средние│Средняя и наибольшая глу-│
│ │значения температуры и│бина промерзания грунтов и│
│ │влажности воздуха, ат-│средняя продолжительность│
│ │мосферных осадков, вет-│периода промерзания; сред-│
│ │ра; наибольшая высота│ние по месяцам и за год│
│ │снежного покрова и нор-│температуры почвы на ее│
│ │мативная глубина промер-│поверхности и их распреде-│
│ │зания грунтов; атмосфер-│ление по глубине; вес го-│
│ │ные явления │лоледно-изморозевых отло-│
│ │ │жений │
├───────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┤
│ Для малых переходов │
├───────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────┤
│Гидрологический ре-│Число переходов, оцени-│Расчетные наивысшие уровни│
│жим рек │ваемое приближенно по│воды*, расчетный макси-│
│ │характерным участкам│мальный расход воды**, на-│
│ │трассы │ибольшая возможная глубина│
│ │ │размыва дна русла; прогноз│
│ │ │размыва дна оврага на ко-│
│ │ │нец срока службы сооруже-│
│ │ │ний │
├───────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┤
│ Для больших и средних переходов │
├───────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────┤
│Гидрологический ре-│ │Расчетные наивысшие уровни│
│жим рек │ │воды; наивысшие и наиниз-│
│ │ │шие уровни весеннего ледо-│
│ │ │хода; средние и максималь-│
│ │ │ные поверхностные и донные│
│ │ │скорости течения; средние│
│ │ │и крайние даты перехода│
│ │ │температуры воды через 12°│
│ │ │*** мутность воды в сво-│
│ │ │бодный ото льда период│
│ │ │***, сток наносов и пара-│
│ │ │метры донных гряд ***
│Деформация русла и│ │Наибольшая глубина размыва│
│поймы │ │дна русла; прогнозный про-│
│ │ │филь размыва дна русла;│
│ │ │прогноз деформации русла и│
│ │ │поймы на заданный период │
└───────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┘
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
* При прокладке трубопровода надземным способом
** При прокладке трубопровода с заложением в тело земляной перемычки
*** Для разработки проекта организации строительства
Для разработки природоохранных мероприятий в составе инженерных изысканий следует предусматривать изучение гидрохимического режима реки и режима наносов.
При выполнении изысканий для строительства сооружений I и II уровней ответственности, располагаемых на участках рек со сложными условиями русловой деятельности, водного и ледотермического режимов, допускается проводить специальные работы и исследования.
Перечень определяемых гидрологических характеристик приводится в таблице 9.8.
Таблица 9.8
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│Характеристики при-│Гидрологические характеристики, определяемые при│
│родных условий │инженерно-гидрометеорологических изысканиях для│
│ │проектирования объектов речного транспорта │
├───────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Уровни воды │Средние и крайние даты наступления фаз гидрологи-│
│ │ческого режима и характерных уровней; расчетные ха-│
│ │рактерные и ежедневные уровни различной обеспечен-│
│ │ности, продолжительность стояния различных уровней│
│ │и их обеспеченность │
│Расходы воды и на-│Расчетные максимальные и минимальные расходы воды;│
│носов │графики связи расходов воды с уровнями, мутностью,│
│ │расходами наносов; кривые процентного распределения│
│ │стока реки по ее рукавам │
│Уклоны водной по-│Продольный профиль водной поверхности, связь укло-│
│верхности │нов с уровнями и падением воды │
│Скорость течения │Наибольшая и средняя скорость течения, в том числе│
│ │на перекатах, скорости течений при колебаниях уров-│
│ │ней │
│Ледовые условия │Прочность льда перед вскрытием и в период весеннего│
│ │ледохода, размеры льдин, скорость их движения и│
│ │угол подхода к берегу, места образования навалов│
│ │льда, их высота, ширина и протяженность, наличие и│
│ │частота образования заторов и зажоров льда, сроки│
│ │наступления ледовых фаз │
│Волнение │Характеристики волнений различной обеспеченности│
│ │при расчетных уровнях и их повторяемость, период│
│ │волнения (на реках с учетом течения) │
│Русловые процессы │Тип процесса, степень развития, характеристика де-│
│ │формаций, наибольшая глубина размыва, величина за-│
│ │носимости и прогнозируемое положение русла и русло-│
│ │вых образований │
│Химический состав│Содержание основных нормируемых ингредиентов хими-│
│воды │ческого состава │
└───────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
9.7 Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий для проектирования объектов морского транспорта следует определять с учетом вида проектируемого сооружения и его местоположения относительно берега.
При выполнении инженерных изысканий для объектов, располагаемых в прибрежной зоне морей, в составе работ предусматривают получение данных о динамике морского берега (размыве берега и дна, вдольбереговом перемещении наносов, образовании аккумулятивных форм) и ледовых условиях (ширине припая, образовании торосов, заторов и навалов льда).
Для сооружений, располагаемых в пределах акватории, определяющими являются нагрузки и воздействия, оказываемые волнением, дрейфом льда, течением и ветром. Изучению подлежат также состав и характер перемещения донных отложений и наносов.
В составе инженерных изысканий следует предусматривать сбор сведений о воздействиях гидрометеорологических процессов и явлений на существующие гидротехнические сооружения.
9.8 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для проектирования крупных гидроузлов на реках следует выполнять в соответствии с требованиями отраслевых нормативных документов. В составе инженерных изысканий следует предусматривать получение исходных данных для оценки воздействия строительства и эксплуатации ГЭС и ГАЭС на окружающую среду и разработки природоохранных мероприятий.
9.9 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства гидротехнических сооружений нефтепромыслов, располагаемых в пределах шельфовых зон морей, как правило, проводятся с опережением по отношению к другим видам инженерных изысканий и начинаются на стадии подготовки нефтегазоперспективных площадей к постановке буровых работ.
На основе сбора и анализа фондовых материалов определяется степень изученности гидрометеорологических и литодинамических условий района изысканий, а также достоверность и представительность имеющихся материалов и возможность их использования для проектирования морских гидротехнических сооружений.
При расположении района инженерных изысканий в пределах шельфовой зоны моря обычно исходят из неизученности акватории и возможности использования данных наблюдений на береговых станциях и постах только для приведения коротких рядов гидрометеорологических характеристик к многолетнему периоду.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания должны обеспечить достаточный временной ряд наблюдений. Продолжительность наблюдений в условиях неизученной территории должна составлять не менее 5 лет к моменту разработки проекта.
Для обеспечения поисково-разведочного бурения проводятся измерения параметров ветра, волнения, течений и наблюдения за ледовым режимом.
Наблюдения за основными метеорологическими характеристиками и характеристиками режима моря в шельфовой зоне проводятся с использованием средств измерения автономного действия буйкового типа, либо устанавливаемых на буровых платформах.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на площадках строительства и трассах коммуникаций должны обеспечивать получение необходимых материалов для: