(Действующий) Свод правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-103-97...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
разработки мероприятий и сооружений инженерной защиты выпусков (при необходимости);
оценки воздействия выпусков сточных вод на водную экосистему.
Главными критериями, определяющими пригодность водного объекта для использования в качестве приемника сточных вод, следует считать его водность и проточность, а также качество воды.
При выборе водного объекта необходимо учитывать существующие ограничения (в соответствии с требованиями действующих нормативных документов) на сброс сточных вод, даже при высокой степени очистки или разбавления чистой пресной водой, в водоемы и водотоки.
Выбор мест размещения выпусков производится с учетом:
наличия располагаемых ниже по течению водозаборов поверхностных или подземных вод;
наличия выпусков в реку сточных вод, качественного состава и количества стоков;
рыбохозяйственного значения реки, наличия мест нереста рыбы, путей миграции мальков и расположения зимовальных ям;
наличия заповедных и особо охраняемых зон, зон санитарной охраны курортов и мест, отведенных для купания в морских и пресноводных водоемах.
Задачи по выбору водного объекта и мест размещения сооружений выпусков решаются на основе:
материалов гидрологической и картографической изученности района изысканий;
результатов рекогносцировочного обследования с комплексом гидрометрических и геодезических работ;
гидрологических расчетов, в том числе расчетов разбавления (смешения) сточных вод с учетом самоочищающей способности водоемов и водотоков.
Инженерные изыскания для разработки проекта выпусков сточных вод выполняются на выбранном участке реки с целью уточнения расчетных характеристик гидрологического режима реки, полученных на предыдущей стадии изысканий, включая уточнение динамики русловых процессов, непосредственно для створа размещения сооружений выпусков.
В результате инженерных изысканий должны быть определены расчетные гидрологические характеристики, необходимые для разработки проекта выпусков сточных вод с учетом условий их разбавления и самоочищения водоема, в соответствии с перечнем, представленным в таблице 9.1.
9.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания при проектировании автомобильных и железных дорог выполняются для получения основных данных о гидрологическом режиме водных объектов и климате района, достаточных для выбора направления трассы и оценки конструктивных решений сооружений, обеспечивающих ее эксплуатацию.
В зависимости от конкретных задач строительства их гидрометеорологическое обоснование предусматривается для:
больших и средних мостовых переходов;
водопропускных сооружений через малые водотоки;
земляного полотна дороги и средств ее защиты от воздействия речных потоков, поверхностных вод и снегозаносов.
В составе инженерных изысканий для выбора направления трассы автомобильных и железных дорог проводят:
изучение района изысканий и конкурирующих направлений дороги на основе материалов гидрометеорологической и картографической изученности;
аэровизуальные гидроморфологические обследования;
наземные рекогносцировочные обследования по уточнению нечетко выраженных водоразделов, сети искусственного орошения, конусов выноса и др.;
обследования пересекаемых трассой болот (с целью установления уровня высоких вод и границ затопления) и овражно-балочной сети (со сбором исходных материалов для оценки ее эрозионной деятельности);
наземные рекогносцировочные обследования малых и средних водосборов на эталонных и сложных участках;
наземные рекогносцировочные обследования особо сложных средних водотоков и больших водотоков;
гидрологические и гидравлические расчеты.
При строительстве дорог, прокладываемых вдоль речных долин, в состав работ включают морфометрические обследования поперечных створов реки на эталонных участках в наиболее стесненных местах речной долины.
При наличии в районе изысканий существующих водопропускных сооружений, в состав изыскательских работ следует включать их обследование с целью получения дополнительных данных для более правильного назначения размеров проектируемых сооружений и оценки принимаемых к расчету гидрометеорологических характеристик.
При сборе материалов гидрометеорологической изученности особое внимание следует уделять сведениям:
об осадках, снежном покрове, метелях, снежных бурях, песчаных заносах, гололеде, ветре, температуре воздуха, туманах, грозах;
об экстремальных гидрометеорологических явлениях (наводнениях, паводках, ливнях, заторах льда и т.д.);
о деформационных процессах речных русел и других видах водной эрозии;
о проектируемых и существующих гидротехнических сооружениях на реках и их влиянии на гидрологический режим;
о судоходстве, лесосплаве, карчеходе и т.д.
На основе сбора, анализа и обобщения материалов гидрометеорологической и картографической изученности для каждого из вариантов трассы предварительно устанавливают:
количество и типы переходов через водные объекты;
границы участков трассы с однородными гидроморфологическими условиями;
общее число и местонахождение больших мостовых переходов, конфигурацию живых сечений рек в створах этих переходов.
В процессе аэровизуальных гидроморфологических обследований окончательно устанавливают границы участков с однородными гидроморфологическими условиями по всем конкурирующим направлениям дороги, определяют число, местоположение и протяженность эталонных участков, а также составляют описание переходов трассы через средние и большие водотоки.
Наземные рекогносцировочные обследования малых и средних водосборов проводят для уточнения объемов работ по сооружению труб и малых мостов на эталонных участках и на особо сложных переходах.
Гидрометеорологические обоснования больших и особо сложных мостовых переходов выполняют как для самостоятельных объектов, так и для входящих в состав дорог нового направления.
Независимо от степени изученности и сложности перехода, в составе полевых работ следует предусматривать морфометрические и гидроморфометрические обследования. При необходимости в состав инженерных изысканий включают организацию и проведение кратковременных гидрологических наблюдений для связи и последующего переноса всех необходимых исходных данных с существующих постов на створ перехода.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий для разработки обоснований инвестиций в строительство автомобильных и железных дорог по каждому из рассматриваемых вариантов должны быть установлены:
общие характеристики климатических и гидрологических условий района проложения трассы;
границы участков трассы, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических процессов и явлений (селей, снежных лавин и т. д.);
общее количество водоотводных и водопропускных сооружений на эталонных участках трассы;
предварительные расчетные гидрологические характеристики для участков мостовых переходов и эталонных бассейнов малых рек;
наличие русловых процессов на участках мостовых переходов, их интенсивность и направленность;