(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.60 Для огней заградительной и оповестительной сигнализаций железнодорожных тоннелей следует иметь дополнительное резервное питание (от аккумуляторного источника - для работы в течение двух часов).
7.61 У порталов автодорожных тоннелей для регулирования движения необходимо иметь световые сигналы (светофоры), управляемые дистанционно.
Автодорожные тоннели протяженностью свыше 300 м должны иметь заградительную сигнализацию для включения световых сигналов, запрещающих въезд транспортных средств в случае создания аварийной ситуации в тоннеле.
7.62 Следует предусматривать параллельное автоматическое включение запрещающих сигналов от датчиков пожарной сигнализации.
7.63 Автодорожные тоннели длиной более 400 м должны иметь телефонную связь. Телефонные аппараты должны размещаться в нишах и камерах через 180 м по обеим сторонам тоннеля шириной более двух полос или двухполосного с разнонаправленным движением.
7.64 Охраняемые железнодорожные тоннели должны иметь прямую двухпроводную телефонную связь с ближайшими раздельными пунктами по обе стороны тоннеля, с диспетчерскими пунктами и с караульными помещениями, а на участках с диспетчерской централизацией - с поездным диспетчером.
7.65 Для обеспечения поездной радиосвязи тоннели должны иметь двухпроводную направляющую линию или излучающий кабель, а в караульных помещениях больших (длиной более 5 км) тоннелей - стационарную установку метрового диапазона.
7.66 Железнодорожные и автодорожные тоннели длиной более 1000 м должны иметь линию громкоговорящего оповещения. Динамики надлежит устанавливать через каждые 120 м.
7.67 Устройства теленаблюдения в автодорожных тоннелях - мониторы промышленного телевидения - должны устанавливаться в пределах видимости, но не более 300 м один от другого.
7.68 Портальные и рамповые участки в охраняемых автодорожных тоннелях должны иметь телекамеры для передачи в диспетчерский пункт видеоинформации из зон въезда и выезда.
7.69 Детальное проектирование и монтаж постоянных устройств для электроснабжения, управления оборудованием, сигнализации и связи, необходимых для эксплуатации тоннеля, надлежит осуществлять по специальным нормам.

8 Противопожарная защита

8.1 Железнодорожные тоннели протяженностью более 2000 м и автодорожные - более 600 м должны иметь пожарные посты с техническими средствами пожаротушения и быть оборудованы сухим трубопроводом с возможностью подключения его к пожарному поезду, прибывающему с ближайшей станции, или к пожарным автомашинам.
Отсутствие пожарных постов в тоннелях длиной менее указанных должно быть согласовано органами Госгортехнадзора.
8.2 Пожарные посты в тоннелях должны располагаться через 60 м в нишах, камерах, по концам площадок для аварийной остановки транспорта (в автодорожных тоннелях), а в штольнях - при наличии в них силовых или осветительных кабелей - через 40 м.
Пожарные посты должны размещаться также у обоих порталов охраняемых тоннелей.
8.3 Минимальный запас и расход огнетушащих средств определяются исходя из расчетного времени тушения одного пожара в тоннеле в течение 3 ч.
8.4 Сухой противопожарный трубопровод в зависимости от протяженности тоннеля должен быть разделен на участки (зоны) с учетом необходимого напора у пожарного крана по СНиП 2.04.01 и времени добегания воды в сухой трубе до наиболее удаленного пожарного крана не более 5 мин.
При наличии сервисной штольни или штольни безопасности трубопровод должен быть закольцован через нее.
8.5 Тоннели длиной более 5000 м должны иметь дополнительные средства противопожарной защиты. Типы установок и огнетушащие средства обосновываются в проекте.
8.6 Сбойки тоннелей со штольнями или между параллельными тоннелями должны иметь тамбур-шлюзы с противопожарными дверями.
8.7 Места установки пожарных кранов, кнопок сигнализации, кнопок пуска систем пожаротушения, пути эвакуаций должны быть обозначены световыми указателями с дублированием электропитания от системы аварийного освещения.
8.8 Условия безопасной эвакуации людей при пожаре должны соответствовать ГОСТ 12.1.004.
8.9 При пожаре необходимо, в первую очередь, удалить из тоннеля горящий состав, автотранспорт или находящийся на них источник пожара, затем тушить источник пожара за пределами тоннеля. При невозможности удаления - пожар локализовать и тушить в месте его возникновения, используя необходимые мероприятия по пожаротушению.

9 Охрана окружающей среды

9.1 Строительство тоннеля и последующая его эксплуатация не должны вызывать загрязнения в недопустимых пределах атмосферы, водоемов, водотоков, подземных вод, истощение источников водопользования, возникновение и развитие эрозионных процессов, карстообразование и другие неблагоприятные явления.
9.2 Отвод территорий под строительство и охрану недр следует выполнять в соответствии с действующим законодательством.
9.3 В процессе строительства необходимо обеспечивать пожарную безопасность прилегающих лесных массивов, заторфованных участков территории, ограничивать и регулировать вредные криогенные процессы.
9.4 После окончания строительства тоннеля необходимо восстановить почвенный и растительный покров, закрепить и одерновать образовавшиеся откосы, выработанные карьеры и отвалы.
9.5 Мероприятия и технические решения, направленные на охрану окружающей среды и осуществляемые в процессе строительства, необходимо согласовать в установленном порядке с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также с территориальными центрами Госкомсанэпиднадзора.
9.6 Производственные, хозяйственно-бытовые и поверхностные сточные воды, образующиеся на строительной площадке и в тоннеле, подлежат очистке, степень которой определяется в соответствии с санитарными нормами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения. Следует предусматривать раздельное отведение нормативно чистых и загрязненных производственных сточных вод.
Система отведения и очистки производственных, поверхностных и хозяйственно-бытовых сточных вод в процессе строительства и эксплуатации тоннеля должна соответствовать требованиям СНиП 2.04.03 и СН 496-77.
9.7 Проекты очистных устройств следует разрабатывать в увязке с видом водопользования водных объектов, в которые намечается осуществлять сбросы из тоннелей и припортальных помещений.
9.8 При сооружении железнодорожных тоннелей в жилой или промышленной зоне в необходимых случаях следует предусматривать мероприятия по гашению вибрации, создаваемой движением поездов, с таким расчетом, чтобы уровень вибрации в жилых и общественных зданиях не превышал допустимых значений, установленных санитарными нормами, а в производственных зданиях - не превышал соответствующих требований для конкретного производства.
9.9 Необходимо обеспечить защиту тоннелей от проникания в них опасных для здоровья людей вредных веществ от производств, находящихся вблизи тоннеля.
Приложение А
(обязательное)

Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие строительные нормы и правила, стандарты:
СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СНиП II-7-81* (изд. 1995 г.) "Строительство в сейсмических районах"
СНиП II-11-77* (изд. 1985 г.) "Защитные сооружения гражданской обороны"
СНиП II-12-77 "Защита от шума"
СНиП 2.01.07-85 (изд. 1996 г.) "Нагрузки и воздействия"
СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах"
СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования"
СНиП 2.02.01-83* (изд. 1995 г.) "Основания зданий и сооружений"
СНиП 2.03.01-84* (изд. 1989 г.) "Бетонные и железобетонные конструкции"
СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии"