Действующий
1. Технические требования
1.1. Спидометры должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 25651, настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Внешнее оформление спидометров должно соответствовать контрольному образцу, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 4).
1.2. Верхний предел диапазона показаний спидометров должен выбираться из ряда: 60, 80, 100, 120, 140, 160, 180, 200, 220 км/ч и т.д. через 20 км/ч.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.3. Спидометры изготавливают с итоговым счетчиком, указывающим пройденный путь, или без него.
Емкость итогового счетчика должна быть 99999,9 или 99999 км. Допускается изготовлять итоговый счетчик емкостью 999999 км.
Показания итогового счетчика спидометров, выпущенных с предприятия-изготовителя должны быть не более 10 км.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
1.4. По согласованию с потребителем спидометры могут изготовляться с дополнительным счетчиком, позволяющим устанавливать от руки его показания на нуль.
Емкость этого счетчика должна быть 999,9 км.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.5. Передаточное отношение механизма спидометра от приводного вала к счетному узлу должно соответствовать 624:1 или 1000:1, если другое не оговорено в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа.
1.6. Элементы конструкции, обеспечивающие возможность опломбирования спидометра и степень его неразборности в эксплуатации, устанавливают в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа по согласованию с основным потребителем.
1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 4).
1.7. Основная погрешность спидометра должна быть положительной. Предел допускаемой основной погрешности спидометра при температуре окружающего воздуха
°C указан в табл. 2.
Числовые отметки шкалы | Предел допускаемой основной погрешности |
До 60 (включ.) | +4 |
80 + n20 | +(5 + n) |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4).
1.8. Предел допускаемой дополнительной погрешности спидометра на каждые 10°С изменения температуры окружающего воздуха от
°С указан в табл. 2а.
Диапазон температур,°C | Предел допускаемой дополнительной погрешности, % от верхнего предела диапазона показаний |
От минус 10 до плюс 60 | |
От минус 10 до минус 25 | |
От минус 25 до минус 40 | |
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.8а. (Исключен, Изм. N 2).
1.9. Спидометры должны быть работоспособны:
в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 50 до плюс 60°С;
при максимальной относительной влажности воздуха
% при температуре
°С.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.10. При постоянной частоте вращения приводного вала спидометра стрелка на отметках шкалы более 20 км/ч не должна иметь колебаний, превышающих
% верхнего предела диапазона показаний.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.11. Крутящий момент, необходимый для приведения в действие механизма спидометра, не должен превышать 200
(0,02
). Направление вращения со стороны соединительной цапфы спидометра должно быть против часовой стрелки.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.12. Спидометры должны выдерживать воздействие:
вибрации с ускорением 50
и с частотой 50 Гц;.
ударов с ускорением 100
и с частотой 80-120 ударов в минуту.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.13. Автомобильные спидометры должны иметь степень защиты от проникновения пыли и воды IP5X или IP52 по
ГОСТ 14254. Мотоциклетные спидометры должны иметь степень защиты от проникновения пыли IP5X по
ГОСТ 14254 и быть водозащищенными, со стороны стекла.
На спидометры бескорпусного исполнения требования
п. 1.13 не распространяются.
1.14. Стекло по ГОСТ 10958 (или другой прозрачный материал), предохраняющее отсчетное устройство спидометра, не должно иметь дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.
1.15. Защита от коррозии деталей спидометров должна соответствовать требованиям ГОСТ 3940.
Адгезия лакокрасочного покрытия с поверхностью наружных лицевых деталей должна быть не ниже 2 балла по
ГОСТ 15140.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.16. Номенклатура и значения показателей надежности спидометров должны соответствовать показателям надежности транспортного средства, для которого они предназначены, и устанавливаться в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного вида.
Спидометры являются неремонтируемыми изделиями.
Критерием предельного состояния спидометра является выход основной погрешности спидометра и (или) погрешности счетчиков за пределы, указанные в
табл. 3 и в
п. 1.18 соответственно.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).