Действующий
Примечание - Качество объекта - это сравнительная степень удовлетворенности субъекта установленной и воплощенной градацией свойств назначения объекта
[5].
3.4 маркетинг: Совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товара, предоставлению услуг, рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке
[3].
3.5 менеджмент: Вид профессиональной деятельности людей, которая включает совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли, и которая использует научные подходы, концепции маркетинга и человеческий фактор.
Примечание - Ресурсосбережение является важнейшим инструментом повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
3.6 маркетинговый подход к менеджменту: Подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач в условиях рыночных отношений.
Примечание - К основным критериям маркетинга относят:
- повышение качества объекта;
- удовлетворение нужд потребителей;
- экономию ресурсов в производстве за счет повышения качества;
- экономию ресурсов у потребителя за счет совершенствования конструкции и повышения качества изготовления;
- безопасность и защиту окружающей среды.
3.7 нормативный подход к менеджменту: Подход, при котором в нормативной документации устанавливают элементы функционирования (планирование, обеспечение, улучшение, управление) и воздействия на системы менеджмента качества, экологичности, безопасности, ресурсоэффективности на основе принципов комплексности, обоснованности, перспективности по времени и масштабу применения.
3.8 объект: Стационарный или передвижной технический объект, на котором осуществляют один или более видов производственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, а в общем случае любые виды проектируемых изделий изготавливаемых видов продукции, реализуемых на рынке товаров.
3.9 показатель: Величина или величины, позволяющие судить о состоянии объекта.
Примечание - Показатели подразделяют следующим образом:
- аналитические, прогнозные, плановые, отчетные, статистические;
- технические, экономические, экологические, социальные, организационные и др.;
- абсолютные, относительные (например, КПД), структурные (например, затраты на НИОКР составляют 2 % суммарных затрат за жизненный цикл объекта), удельные (например норматив расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, удельная цена как отношение цены объекта к полезному эффекту за его нормативный срок службы);
- среднеарифметические, средневзвешенные и др.
3.10 показатели надежности продукции: Конструктивные характеристики продукции, присущие (свойственные) ей и определяющие ее безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость свойств и долговечность при применении продукции по функциональному назначению.
3.11 процесс: Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие
[3].
3.12 продукция: Результат деятельности или процессов
[3].
1 Продукция может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них.
2 Продукция может быть материальной (например узлы или перерабатываемые материалы), нематериальной (например информация или понятия) или комбинацией из них.
3 Продукция может быть намеренной (например предложение потребителям) или ненамеренной (например отходы или нежелательные последствия).
3.13 сохраняемость свойств качества товара: Показатель, характеризующий долю снижения важнейших показателей назначения по мере хранения и использования товара (показатели надежности, безопасности, эргономичности, эстетичности и др.).
3.14 жизненный цикл продукции (ЖЦП): Совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления.
Примечание - Вместо слова "продукция" в данном термине допускается употреблять слово "объект".
3.15 стадия жизненного цикла продукции (СЖЦП): Условно выделяемая часть ЖЦП, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами.
Примечание - Вместо слова "продукция" в данном термине допускается употреблять слово "объект".
4.1 ресурсы: Используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества.
1 Укрупненно можно подразделить все ресурсы на материальные и энергетические (первичные и вторичные), интеллектуальные, трудовые, информационные, финансовые, временные, традиционные и нетрадиционные.
2 К ресурсам относят работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы; материальные ресурсы, такие как усовершенствованные производственные и вспомогательные средства; нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная собственность; ресурсы и механизмы, содействующие инновационным постоянным улучшениям (ГОСТ Р ИСО 9004).
4.2 возобновляемые ресурсы: Часть природных ресурсов в пределах круговорота веществ в биосфере, способная к самовосстановлению в сроки, соизмеримые со сроками хозяйственной деятельности человека (растительность, животный мир, кислород атмосферы и др.).
4.3 топливно-энергетические ресурсы; ТЭР: Совокупность природных и произведенных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности (по ГОСТ Р 51387).
4.4 менеджмент ресурсов: Процессы определения и обеспечения организации ресурсами, необходимыми для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, постоянного повышения его результативности, а также повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований (
ГОСТ Р ИСО 9001).
4.5 ресурсосодержание продукции: Показатели, определяющие свойства продукции, связанные с наличием, с закреплением в ее составе материальных и/или энергетических ресурсов.
Примечание - Показатели ресурсосодержания включают объемно-весовые показатели продукции, связанные с конструкторскими нормативами ресурсопотребления, заложенными при разработке изделия.
4.6 ресурсоемкость продукции: Показатели материалоемкости и энергоемкости при изготовлении, ремонте и утилизации продукции.
Примечание - Ресурсоемкость определяет показатели ресурсопотребления и ресурсосбережения, включающие конструктивно-технологические свойства продукции (в том числе показатели, обусловливающие фактическое потребление материальных и энергетических ресурсов на стадии изготовления продукции).
4.7 ресурсоэкономичность продукции: Показатели расходования материальных и энергетических ресурсов в процессе эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
4.8 сырье: Природные или вторичные ресурсы, которые могут быть использованы или уже используются в каком-либо производственном процессе.
4.9 топливо: Продукция, предназначенная для выработки тепловой энергии в процессе ее сжигания.
4.10 энергия: Продукция, являющаяся средством труда для выполнения работы (оказания услуги) или предметом труда для выработки энергии другого вида.
4.11 эффективность объекта: Результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл.
4.12 эффективность управленческого решения: Степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения.