(Утративший силу) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.4-2005 "Менеджмент риска....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
4.1 Роль менеджмента риска при проектировании
Риск присущ каждому проекту, каждому процессу и каждому решению на всех стадиях жизни проекта. Поэтому риск должен быть управляем на каждой стадии проектирования, а процесс менеджмента риска должен быть интегрирован как в процесс менеджмента проекта, так и в процессы, связанные с продукцией. Для облегчения открытого обмена информацией и рентабельности управления риском необходимо структурирование процесса менеджмента риска.
Предпосылка эффективного менеджмента риска при проектировании - это честный и открытый обмен информацией по вопросам риска внутри и вне проекта.
4.2 Общая схема процесса
Процесс менеджмента риска при проектировании начинают с определения ситуации, в которой проект должен быть выполнен. Определение ситуации включает в себя идентификацию заинтересованных сторон, понимание целей и выходов проекта, определение области применения и границ действия менеджмента риска для проекта. Кроме того, должны быть определены связи и пересечения с любыми другими проектами, а также организационные и стратегические ограничения, относящиеся к проекту.
Следующий шаг в процессе менеджмента риска - идентификация риска. Это основная задача процесса менеджмента риска.
Каждый идентифицированный риск должен быть подвергнут последующим действиям менеджмента риска при проектировании, таким как оценка, обработка, анализ и мониторинг риска.
Процесс следует применять сначала на широком уровне для идентификации общих проблем риска, затем на более детальном уровне для изучения специфических видов риска и причин их возникновения. Необходимо осуществлять менеджмент риска на каждой стадии проектирования и анализировать риск проекта и риск, относящийся к проектируемому изделию.
Концепция менеджмента риска при проектировании проиллюстрирована на рисунке 2.

5. Организационные проблемы

5.1 Ответственность руководства
Руководитель проекта несет ответственность за решение задач менеджмента риска при проектировании как части общего управления проектированием. В зависимости от размера и сложности проекта задачи менеджмента риска могут быть выполнены руководителем проекта или делегированы другим специалистам. Задачи менеджмента риска следующие:
- определение ситуации для процесса менеджмента риска при проектировании;
- управление действиями по идентификации риска;
- управление действиями по анализу и оценке риска;
- инициализация и осуществление действий по обработке риска, пока уровень риска не станет приемлемым;
- поиск решения для противоречивых задач менеджмента риска;
- верификация выполнения решений и их эффективности;
- постоянный и своевременный обмен информацией по вопросам риска при выполнении проекта;
- обеспечение планами нештатных ситуаций;
- идентификация и регистрация любых проблем, касающихся менеджмента риска;
- мониторинг процесса менеджмента риска и осуществление корректирующих действий при необходимости;
- создание системы документации, обеспечивающей прослеживаемость.
Полномочия для менеджмента риска при проектировании и их связь с другими функциями должны быть определены и документированы.
5.2 Ресурсы
Руководитель проекта должен гарантировать пригодность ресурсов для менеджмента риска при проектировании, включая персонал. Проект должен учитывать стоимость менеджмента риска.
5.3 Обмен информацией
5.3.1 Общие положения
Менеджмент риска использует пригодную информацию, полученную на различных стадиях жизни проекта. Необходимо установить и поддерживать обмен информацией между менеджментом риска и следующими сферами:
- качество и надежность;
- управление конфигурацией;
- коммерческие функции;
- проектирование и разработка;
- постпроектная поддержка, включая сопровождение продукции.
Для этих направлений обмена информацией должны быть определены полномочия и возможность быстрого реагирования, минимизирующие воздействие проекта на последствия появления опасных событий.
Эффективный внутренний и внешний обмен информацией позволяет обеспечить ответственным за осуществление менеджмента риска и заинтересованным сторонам понимание оснований принимаемых решений, соответствующих обязанностей и необходимости конкретных действий.
5.3.2 Обсуждение риска и отчет по проблемам риска
Отчет по проблемам риска (далее - отчет) используют как исходные данные процессов принятия решения и обеспечения конфиденциальности, которые необходимы для целей проекта. Все обсуждения проекта должны предусматривать возможность для дискуссии и решения вопросов, связанных с риском. Обсуждения могут быть формальными или неформальными, но все дискуссии и решения, касающиеся вопросов риска, должны быть зарегистрированы и зафиксированы в отчете.
Обсуждения по вопросам риска могут включать в себя:
- идентификацию и оценку риска;
- анализ перечня всех видов риска проекта;
- анализ статуса всех видов риска и действий, связанных с их обработкой;
- идентификацию и принятие любых изменений данных о риске, а также повторный анализ изменений;
- оценку эффективности процесса менеджмента риска;
- обсуждение отношений между партнерами по контракту.
Требования к отчету должны быть определены в плане менеджмента риска при проектировании.
5.4 Документация
5.4.1 Цель
Документация облегчает выполнение процесса менеджмента риска и управление этим процессом, особенно при переходе от одних стадий проекта к другим.