(Действующий) Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- протечки воды в упаковку или из нее;
- снижения эффективности вмонтированных в упаковку поглотителей или замедлителей нейтронов;
- перераспределения делящегося ядерного материала либо внутри упаковки, либо в результате выпадения его из упаковки;
- уменьшения расстояний между упаковками;
- попадания упаковок в воду или в снег;
- эффектов от изменения температуры;
- присутствия людей вблизи или внутри группы упаковок.
2.12.4. Эффективный коэффициент размножения К_эфф отдельной упаковки не должен превышать 0,95 в обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки.
Для определения допустимого количества упаковок на транспортном средстве используется ИБК.
Для расчета ИБК должно быть определено допустимое число упаковок N, которое должно удовлетворять следующим условиям:
- в нормальных условиях пятикратное число упаковок N должно оставаться подкритическим при любом их расположении в условиях, определенных соответствии с пунктом 2.12.12.1;
- в аварийных условиях двукратное число упаковок N должно оставаться подкритическим при любом их расположении в условиях, определенных в соответствии с пунктом 2.12.12.2.
2.12.5. Упаковочный комплект после того, как он был подвергнут испытаниям, имитирующим нормальные условия перевозки, предусмотренным в пунктах 3.4.2.2 - 3.4.2.6, должен препятствовать проникновению внутрь упаковки куба с ребром 10 см.
2.12.6. Упаковка должна быть сконструирована с учетом диапазона температур внешней среды от -40 до +38°С, если только в сертификате (сертификате-разрешении) на конструкцию упаковки не будут оговорены иные условия.
2.12.7. При анализе ядерной безопасности отдельной изолированной упаковки и системы упаковок необходимо:
2.12.7.1. Рассматривать все упаковки на транспортном средстве или в группе на морском судне расположенными вплотную друг к другу настолько близко, насколько позволяет их конструкция с учетом деформации в нормальных и аварийных условиях и насколько это приводит к максимальному К_эфф.
2.12.7.2. Предполагать для отдельной изолированной упаковки, что вода может проникнуть во все свободное пространство упаковки или вытечь из нее, включая пространство внутри системы герметизации. Однако, если конструкция имеет специальные средства для предотвращения такого проникновения воды в определенные свободные объемы или утечки воды из них даже в случае ошибки персонала, то для этих свободных объемов можно предположить отсутствие протечки. Специальные средства должны включать:
а) ряд высоконадежных барьеров для воды, каждый из которых оставался бы водонепроницаемым, если упаковка подвергается испытаниям, указанным в пункте 2.12.12 б), высокую степень контроля качества во время изготовления, обслуживания и ремонта упаковочных комплектов, а также испытания для проверки уплотнения каждой упаковки перед каждой перевозкой; или
б) для упаковочных комплектов, содержащих только гексафторид урана:
- после проведения испытаний, предусмотренных в пункте 2.12.12 б), отсутствует непосредственный контакт клапана с любым другим компонентом упаковочного комплекта, кроме как в первоначальной точке крепления, и, помимо этого, после проведения испытаний, указанных в пункте 3.4.4.3, клапаны остались устойчивыми к утечке;
- обеспечена высокая степень контроля качества при изготовлении, обслуживании и ремонте упаковочных комплектов в сочетании с испытаниями для проверки уплотнения каждой упаковки перед каждой перевозкой.
2.12.7.3. Учитывать такое количество, распределение и плотность замедлителя нейтронов (в частности, воды), находящегося в упаковке и между упаковками в аварийных условиях, которые приводят к максимальному К_эфф с учетом общего положения, касающегося проникновения и утечки воды в соответствии с пунктом 2.12.7.2.
2.12.7.4. Предполагать для отдельной изолированной упаковки или группы упаковок наличие вокруг них полного отражателя из воды (или присутствующего в анализируемой системе наиболее эффективного отражающего материала) толщиной не менее 20 см дополнительно к отражающей способности конструктивных элементов упаковки.
2.12.7.5. Проводить оценку упаковки или группы упаковок в нормальных и аварийных условиях перевозки в случае, если химическая или физическая форма, изотопный состав, масса или концентрация, степень замедления нейтронов или плотность, либо геометрическая конфигурация неизвестны, исходя из предположения, что каждый неизвестный параметр имеет такое значение, при котором размножение нейтронов достигает максимального уровня, соответствующего известным условиям и параметрам этих оценок.
2.12.7.6. Рассматривать облученное ядерное топливо как свежее, если К_эфф при выгорании уменьшается, и как облученное до величины, соответствующей максимальному К_эфф, если К_эфф при выгорании увеличивается.
Допускается использовать глубину выгорания как параметр ядерной безопасности, если глубина выгорания измеряется с помощью специальных установок. Запись об этом должна быть внесена в сертификат (сертификат-разрешение) на конструкцию упаковки.
2.12.7.7. Не учитывать наличие поглощающих элементов в тепловыделяющих сборках ядерных реакторов или упаковках, если не доказано, что их функции сохранятся в заданных пределах в нормальных и аварийных условиях перевозки.
2.12.7.8. Определять и рассматривать наиболее опасную конфигурацию, замедление нейтронов и полный отражатель для делящегося ядерного материала в случае, если он может выйти за пределы упаковки (упаковок) на транспортном средстве в нормальных и аварийных условиях перевозки.
2.12.7.9. Определять и рассматривать конфигурацию делящегося ядерного материала и других элементов упаковки, которая приводит к наибольшему К_эфф и которая может иметь место в нормальных и аварийных условиях перевозки.
2.12.7.10. Учитывать возможность увеличения К_эфф в результате повышения или понижения температуры в нормальных и аварийных условиях перевозки.
2.12.7.11. Учитывать погрешность методик расчета, вносить соответствующие поправки.
2.12.7.12. Учитывать допуски на размеры при изготовлении и эксплуатации упаковок.
2.12.7.13. Учитывать повреждения упаковки при моделировании нормальных и аварийных условий перевозки, приводящие к увеличению К_эфф, с учетом распространения этих повреждений на все упаковки группы.
2.12.8. Если в целях ядерной безопасности упаковочный комплект включает поглотители нейтронов, то необходимо предусматривать проверку эффективности поглотителей в процессе изготовления и периодические проверки их наличия в процессе эксплуатации при необходимости.
Методы проверки наличия поглотителей в процессе эксплуатации должны быть включены в инструкцию по эксплуатации упаковочного комплекта. Эти методы могут предусматривать как контроль документации с обоснованием надежности такого метода, так и измерения.
2.12.9. Запрещается использовать в упаковке жидкие поглотители нейтронов.
2.12.10. Для определения допустимого количества упаковок на транспортном средстве с точки зрения ядерной безопасности используется ИБК в соответствии с пунктом 5.3.5.
2.12.11. Для упаковок, которые предполагается перевозить воздушным транспортом, должны быть выполнены следующие требования:
а) упаковка должна быть подкритичной в процессе испытания, предусмотренного в пункте 3.4.6.1. Предполагается, что внутри упаковки вода отсутствует, а вокруг нее находится полный отражатель из воды толщиной не менее 20 см;
б) не учитываются при анализе ядерной безопасности упаковки специальные средства, предусмотренные в пункте 2.12.7.2, если после проведения испытаний, указанных в пунктах 3.4.6.1 и 3.4.5.3, не предотвращается проникновение воды в свободные объемы или утечка воды из них.
2.12.12. Для оценки способности упаковок обеспечивать ядерную безопасность нормальные и аварийные условия при перевозке имитируются следующими испытаниями:
2.12.12.1. Нормальные условия при перевозке имитируются испытаниями, указанными в пунктах 3.4.2.2 - 3.4.2.6.
При расчетах К_эфф в нормальных условиях перевозки предполагается:
а) промежутки между упаковками остаются незаполненными, а функции отражателя выполняет окружающий со всех сторон группу упаковок слой воды толщиной не менее 20 см;
б) состояние упаковок соответствует условиям, в которых они находятся после проведения испытаний, указанных в пункте 3.4.2.
2.12.12.2. Аварийные условия при перевозке имитируются следующими испытаниями и условиями, которые приводят к наихудшим последствиям с точки зрения ядерной безопасности:
после испытаний, предусмотренных в пунктах 3.4.2.2 - 3.4.2.6, проводятся:
- испытания, предусмотренные в пункте 3.4.4.2 б), а также либо испытания, предусмотренные в пункте 3.4.4.2 в) для упаковок, масса которых не превышает 500 кг и общая плотность, исходя из внешних размеров, составляет не более 1000 кг/м3, либо испытания, указанные в пункте 3.4.4.2
а) для всех остальных упаковок; затем следуют испытания, предусмотренные в пункте 3.4.4.3, а завершающими являются испытания, предусмотренные в пункте 3.4.5;
- испытания, предусмотренные в пункте 3.4.4.4.