(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
▼ │ │
         ┌─────────────────────────────────────────────┐    │          │
│Национальный стандарт по системам ├───►│ │
│управления охраной труда │ │ │
└──────────────────────┬──────────────────────┘ │ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │
▼ │ │
         ┌─────────────────────────────────────────────┐    │          │
│Специальные стандарты по системам │ │ │
│управления охраной труда отрасли экономики ├───►│ │
│или крупных промышленных и хозяйственных │ │ │
│комплексов │ │ │
└─────────────────────────────────────────────┘ └──────────┘
┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │
Рис. 1. Элементы национальных структур систем управления охраной труда

4 Система управления охраной труда в организации

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2.

Политика

4.1 Политика в области охраны труда
4.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;
в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
г) анализироваться для постоянной пригодности;
д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
4.1.2 Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
4.1.3 Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
4.2 Участие работников и их представителей
4.2.1 Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.
4.2.2 Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.
4.2.3 Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применении, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.
4.2.4 Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.

Организация

4.3 Обязанности и ответственность
4.3.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.
4.3.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.
Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:
а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;
б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;
в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;
г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;
д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;
е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;
ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;
и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;
к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;
л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и
м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.
4.3.3 На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
в) содействию в участии всех членов организации.
4.4 Компетентность** и подготовка