(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 146-68/Минтрансстрой СССР...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 146-68/Минтрансстрой СССР "Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке" (утв. приказом Технического управления Минтрансстроя СССР от 28 августа 1968 г. N 35)

Дата введения 1 февраля 1969 г.

I. Общие положения

1.1. Настоящие "Технические указания" распространяются на работы по возведению монолитных обделок тоннелей с прессованием бетонной смеси. Особенностью возведения таких обделок является формование монолитной конструкции на месте и обеспечение примыкания ее к поверхности горной выработки в процессе прессования бетонной смеси.
1.2. Возведение монолитно-прессованных обделок может осуществляться в грунтах, способных оказать отпор бетонной смеси в процессе прессования обделки.
Примечание. При наличии грунтовых вод, которые могут вызвать размывание свежеотформованного бетона, необходимо производить осушение участка производства работ.
1.3. Настоящие "Технические указания" составлены в развитие Строительных норм и правил, ч. II, раздел Д, гл. 3 "Метрополитены. Нормы проектирования" (СНиП II-Д.3-62).
Монолитно-прессованную бетонную обделку рекомендуется рассчитывать в соответствии с приложением 1.
1.4. "Технические указания" обязательны для организаций, проектирующих, выполняющих и принимающих работы по сооружению тоннелей с обделкой из монолитно-прессованного бетона.
1.5. При сооружении тоннелей с монолитно-прессованными обделками необходимо также выполнять действующие на строительстве тоннелей и метрополитенов технические условия производства тоннельных работ и правила техники безопасности.
Примечание. Строительная организация обязана вести специальный "Журнал бетонных работ" (приложение 2) взамен установленного Техническими условиями производства тоннельных работ "Журнала бетонных и железобетонных работ".

II. Бетон

2.1. Контрольные характеристики бетона монолитно-прессованных обделок устанавливаются проектом: на эксплуатационный период - по прочности на сжатие и по водонепроницаемости; на строительный период - по прочности на сжатие при распалубливании.
Примечание. При необходимости устанавливаются контрольные характеристики бетона и по другим признакам (по прочности на растяжение при изгибе, морозостойкости и т.д.).
2.2. Устанавливаются следующие значения марок бетона: по прочности на сжатие ( ) в соответствии с требованиями СНиП II-Д.3-62 200-300 ;
по водонепроницаемости В-2 и В-4, выдерживающие давление воды соответственно не менее 2 и 4 , при котором еще не наблюдается просачивание воды через образец.
Примечание. При наличии соответствующих технико-экономических обоснований могут применяться бетоны более высоких марок по обоим признакам.
2.3. Распалубочная прочность бетона определяется проектом в соответствии со скоростью нарастания горного давления и прочности бетона. Рекомендуемая методика определения распалубочной прочности бетона дана в приложении 3.
2.4. В качестве вяжущего материала для приготовления прессованных бетонов следует применять цементы в соответствии с указаниями СНиП I-B.2-62 (табл. 6) и "Техническими правилами по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве" (ТП 101-65), а также настоящими "Техническими указаниями".
В условиях действия грунтовых минерализованных вод надлежит учитывать действующие нормы агрессивности среды.
Для повышения начальной прочности (на момент распалубливания) рекомендуется использовать быстротвердеющие цементы.
2.5. Начало схватывания цемента, используемого при возведении обделки, должно быть более половины срока, протекающего от начала затворения бетона до начала его прессования.
2.6. Заполнители, применяемые для бетона обделки, должны соответствовать требованиям СНиП I-В.1-62.
2.7. Состав бетона подбирается по контрольным характеристикам с учетом технологических требований: возможности транспортирования смеси по трубам, удобоукладываемости ее в опалубку и формования прессованием. Подвижность бетонной смеси в период укладки и формования должна быть в пределах 5-11 см осадки стандартного конуса. Определение подвижности следует производить в соответствии с приложением 4.
2.8. Отслаивание воды из бетонной смеси (водоотделение) за период времени с момента окончания ее приготовления до начала прессования должно быть не более 0,5%. Методика определения отслаивания воды дана в приложении 3 к СНиП III-В.2-62 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Специальные правила производства и приемки работ".
2.9. Назначение рабочего состава прессованного бетона должно производиться на основе экспериментального подбора состава из пробных замесов бетонной смеси путем прессования на лабораторной установке.
Пробные составы прессованного бетона могут быть приняты с учетом следующих рекомендаций:
расход цемента - 350-450 ;
соотношение между песком и щебнем (гравием) - от 2:3 до 3:2;
коэффициент пропорциональности или коэффициент раздвижки ;
количество различных фракций щебня (гравия).
Фракции, мм
Количество в % по весу от общего содержания крупного заполнителя
5-10
15-25
10-20
45-65
20-40
20-40
Рекомендуемая методика для проведения работ по экспериментальному подбору состава бетонной смеси дана в приложении 5.
2.10. Состав бетона, который подвергается переформованию из объема одной конфигурации в другую в результате передвижения оболочки щита, должен подбираться по п. 2.9 настоящих "Технических указаний". При этом должно учитываться снижение марочной и распалубочной прочности бетона в зависимости от соотношения между толщиной оболочки щита и толщиной обделки S. Снижение прочности бетона при переформовании бетонной смеси должно компенсироваться повышением прочности прессованных образцов в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Коэффициент повышения прочности прессованных образцов бетона при переформовании бетонной смеси
0,17
1,40
0,13
1,25
0,09
1,15

III. Организация бетонного хозяйства, приготовление и транспортирование бетонной смеси к месту укладки

3.1. Бетонную смесь для возведения монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей рекомендуется приготовлять непосредственно на строительстве. Использование товарной бетонной смеси, затворенной водой, допускается при доставке ее в установленные сроки с учетом выполнения требования п. 2.5 настоящих "Технических указаний".
3.2. Бетонная смесь должна приготовляться на стационарном бетонном узле, расположенном на поверхности, в стволе шахты или тоннельной выработки. Допускается приготовление смеси у места укладки на передвижном бетонном узле.
3.3. Передвижной бетонный узел должен иметь бетономешалку, сагрегированную со стационарным пневмобетононагнетателем на платформе, и вспомогательное оборудование для перегрузки заполнителей и цемента, подаваемых в контейнере.
3.4. Дозирование составляющих должно производиться на стационарном узле или на централизованном бетонном заводе. Предприятие-изготовитель составляющих сухой смеси должно гарантировать соответствие их СНиП I-B.3-62 и техническим условиям заказчика.
3.5. Дозирование бетонных смесей должно производиться по весу и обеспечивать среднее квадратичное отклонение контрольных образцов не более 10% от марки бетона по прочности и см по подвижности.
При выборе дозирующих устройств следует учитывать, что отклонение в точности дозирования на 1% цемента и заполнителей приводит в среднем к изменению прочности бетона соответственно на 0,5 и 0,3%.
3.6. Приготовление бетонной смеси, как правило, следует производить в бетономешалке принудительного действия.
3.7. Время перемешивания бетонной смеси в бетономешалке (с момента загрузки в бетономешалку всех материалов до полной выгрузки) должно выбираться в зависимости от ее емкости и быть не менее значений, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Емкость бетономешалки, л
Продолжительность перемешивания, сек
250-450
65
500-1200
120
3.8. Выгрузку бетонной смеси из бетономешалки в транспортные средства во избежание расслоения следует производить:
при свободном падении - с высоты не более 1,5 м;