(Утративший силу) Постановление Госгортехнадзора РФ от 8 июня 1999 г. N 40 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
2.5. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.
2.6. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.
2.7. В ходе расследования комиссия:
производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;
взаимодействует со спасательными подразделениями;
опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;
выясняет обстоятельства предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;
выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;
проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
проверяет качество принятых проектных решений;
проверяет соответствие области применения оборудования;
проверяет наличие и исправность средств защиты;
проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;
определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;
предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
2.8. Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.
Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.
2.9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
2.10. Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279 (Российская газета N 59, 1999 г.).
Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения "О порядке расследования несчастных случаев на производстве", устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

3. Оформление материалов технического расследования аварий

3.1. Материалы расследования должны включать:
- приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;
- акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прилагаются:
- протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
- распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;
- заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
- докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
- протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
- справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
- справки о размере причиненного вреда;
- форму учета и анализа аварий согласно приложению 3;
- другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.
3.2. Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварий Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора России;
3.3. По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц допустивших нарушения правил безопасности.
3.4. Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончанию сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.

4. Учет и анализ аварий, происшедших на опасном производственном объекте

4.1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий по форме приложения 5, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Госгортехнадзора России информацию о количестве аварий, причинах их возникновения и принятых мерах по форме приложения 5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, по мотивированным запросам органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению.
4.2. Территориальные органы Госгортехнадзора России в течение суток с момента происшедшей аварии передают в Госгортехнадзор России оперативные сведения об авариях на опасном производственном объекте по установленной форме приложения 2.
Учет аварий осуществляется в соответствии с примерным перечнем видов аварий по отраслям (направлениям) надзора согласно приложению 4.
4.3. Материалы по результатам расследования причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии и предлагаемых мер, рассматриваются на советах территориальных органов Госгортехнадзора России, коллегии Госгортехнадзора России, коллегиях (совещаниях) федеральных органов исполнительной власти с участием представителей Рострудинспекции (по согласованию с ними).
4.4. На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Госгортехнадзор России и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости, вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.

5. Установление причин, анализ и учет инцидентов на опасном производственном объекте

5.1. Установление причин, анализ и учет инцидентов осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
5.2. Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.
5.3. Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (установление причин инцидентов в химическом, нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве производится с обязательным участием территориальных органов Госгортехнадзора России).