(Действующий) Единые правила безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
направляющие аппараты и спусковые устройства регулирования турбин закрываются;
механизмы пуска агрегатов, подъема затворов и открытия ворот выключаются (снимается напряжение, выключаются гидравлические устройства и т.п.), на выключающих устройствах вывешиваются таблички "Не включать, работают люди".
3.4.37. Производство каких-либо работ под водой в зонах шлюзов, гидроэлектростанций, насосных станций, плотин и других сооружений без получения соответствующего письменного разрешения (допуска), выдаваемого администрацией сооружения или гидроузла, запрещается.
Разрешение (допуск) на проведение водолазных работ должно выдаваться администрацией гидротехнического сооружения в 2 экземплярах. Один должен передаваться руководителю водолазных работ, другой (копия) - начальнику вахты на гидросооружении.
В разрешении (допуске) должны быть указаны: характер работы, место установки водолазной станции, условия производства водолазных работ и мероприятия по обеспечению их безопасности.
Разрешение (допуск) выдается на срок не более одних суток с указанием точного времени начала и окончания водолазных работ.
3.4.38. Администрация сооружения до выдачи разрешения (допуска) должна согласовать с энергодиспетчером все работы в районе гидроэлектростанции, плотины и насосных станций, а с диспетчером движения флота - все работы в районе шлюзов и других путевых сооружений.
Диспетчер шлюза и энергодиспетчер должны записывать в своих журналах о всех работах, проводимых водолазной станцией.
3.4.39. При производстве водолазных работ в районе гидротехнических сооружений спуск гидротурбин, насосов, маневрирование затворами или шлюзование судов запрещается.
Допуск к водолазным спускам разрешается только после отключения силовых электрических цепей и цепей управления механизмами.
3.4.40. Определять приблизительное место и величину фильтрации воды через водонапорное сооружение следует путем протаскивания с верхнего бьефа на канатах забалластированного мешка с паклей.
3.4.41. При незначительных повреждениях гидротехнических сооружений, когда прижатый давлением воды мешок с паклей можно оторвать от сооружения вручную, водолаз должен уточнять место фильтрации воды при помощи шеста с резиновой пластиной и легким балластом, чтобы шест не всплывал, или с помощью какого-либо другого приспособления. Перемещать шест водолаз должен перед собой, по направлению своего движения. В этом случае спуск водолаза разрешается только в защитном устройстве, исключающем возможность непосредственного контакта водолаза с местом фильтрации воды.
Работа водолаза без защитной беседки и специального ограждения его от присоса может быть допущена при условиях, оговоренных в табл. 3*(7).
Таблица 3
Перепад глубин, м
Длина повреждения, см
менее 25
от 25 до 50
от 50 до 75
более 75
Ширина повреждения, см
1
20-24
11-12
7-8
5-6
2
10-12
5-6
3,5-4
2,5-3
3
7-8
3,5-4
3-3,5
2-2,5
4
5-6
2,5-3
2,5-3
1,5-2
5
4-5
2-2,5
2-2,5
1-1,5
6
3-4
1,5-2
1,5-2
1
7
2-3
1,5-2
1,5-2
0,5-1
8
2-3
1-1,5
1-1,5
0,5-1
9
2
1
0,75
0,5
10
2
1
0,75
0,5
3.4.42. При глубине начала повреждения более 10 м, независимо от размеров повреждения, а также при глубине повреждения менее 10 м, но при размерах повреждения более указанных в табл. 3 работа водолаза должна производиться со специальной защитной беседки, а в случае, когда есть опасность, что давление воды может прижать водолаза к поврежденному месту или затянуть его в сквозное отверстие, опускать водолаза к месту проведения работ под водой следует только после подведения к поврежденному участку сооружения деревянного щита (пластыря).
3.4.43. Границы опасных зон*(8) у гидротехнических сооружений, в пределах которых водолазные работы должны выполняться с соблюдением требований пп. 3.4.32 - 3.4.42 настоящих Правил, приведены в табл. 4*(9).
Таблица 4
Наименование сооружений
Расстояние от сооружения, м, для
верхнего
нижнего
Шлюзы, от линии ворот
200
100
Насосные станции от приемных решеток
100
100
Гидростанции, от линии приема или сброса воды
300
200
Плотины, от тела плотины
300
200
Водосборы и водоспуски, от решеток ограждения
50
30
Заградительные и аварийные ворота, от линии ворот
40
40
3.4.44. После получения письменного подтверждения от руководителя водолазных работ об окончании работ ответственный дежурный по сооружению должен лично убедиться в их прекращении и сделать соответствующую запись в наряд-задании.
3.5. Судовые водолазные работы
3.5.1. Судовые водолазные работы выполняются на судах, находящихся в эксплуатации и ремонте; могут выполняться как силами экипажа (членами экипажа, имеющими квалификацию водолаза) и средствами судна, так и сторонними водолазными станциями.
Ответственность за организацию мероприятий по безопасности водолазов при выполнении ими судовых водолазных работ возлагается на администрацию обслуживаемого судна.
3.5.2. Перед началом судовых водолазных работ капитан обслуживаемого судна должен ознакомиться с обязательством (допуском) по обеспечению безопасных условий труда водолазов, переданным руководителем водолазных работ, и принять необходимые меры.
3.5.3. При нахождении водолаза под водой запрещается проводить грузовые операции с того борта, где работает водолаз, изменять, крен или дифферент судна, включать питание гидроакустических приборов, протекторной или катодной защиты корпуса судна.
Допускается во время погрузочно-разгрузочных операций производить подводное техническое обслуживание винторулевого комплекса (ВРК).
3.5.4. О начале спусков должно быть объявлено по судовой радиотрансляции с записью об этом в вахтенном журнале. На посту управления главными двигателями, на машинных телеграфах и на механизмах управления забортными устройствами должны быть вывешены предупреждающие таблички с надписями: "Главные двигатели не пускать!", "Рули не перекладывать!". "Подруливающее устройство не включать!" и т.д.
3.5.5. Судовые водолазные работы должны производиться только тогда, когда есть полная уверенность в безопасности стоянки обслуживаемого судна и судна, с которого производится спуск.
3.5.6. Спуск водолаза с судна, находящегося в открытом море, разрешается, когда судно не имеет хода (лежит в дрейфе).
3.5.7. Работы по очистке кингстонов или корпуса судна от обрастания, а также по ремонту забортных устройств, выполняемые в вентилируемом снаряжении, должны производиться с беседок или подкильных трапов. Только при осмотрах подводных устройств или кратковременных работах в подводной части судна разрешается пользоваться подкильными концами.
Указанные работы, выполняемые водолазом в плавательном комплекте снаряжения, допускается производить без применения беседок, подкильных трапов и концов.
3.5.8. Для переноски трапов, беседок или подкильных концов, а также для наблюдения за ними по обоим бортам обслуживаемого судна должны быть выставлены и проинструктированы лица, обеспечивающие судовые водолазные работы.
3.5.9. При работе водолаза под корпусом судна, особенно когда под ним большая глубина, обеспечивающий водолаз должен внимательно следить за шлангом и сигнальным концом (кабель-сигналом), не допуская их излишней слабины или натяжения, чтобы предупредить падение водолаза или внезапным рывком не сорвать его с подкильного конца, беседки или подкильного трапа.
3.5.10. При осмотрах или выполнении работ под корпусом судна проходить под килем судна от одного борта к другому водолазу запрещается.
3.5.11. Работы у приемных отверстий или отверстий шпигатов в подводной части корпуса судна могут быть разрешены только после прекращения приема (истечения) воды через них.
3.5.12. При выполнении работ у якорной цепи судна водолаз не должен находиться под якорной цепью.
Спуск водолаза к месту работы под водой по якорной цепи запрещается.
3.5.13. При стоянке судна в порту судовые водолазные работы по ремонту подводной части судна должны выполняться только с разрешения администрации порта.
3.5.14. Осмотр и ремонт винторулевого комплекса и подруливающего устройства должны выполняться после принятия мер, предотвращающих случайное проворачивание валопровода, поворот лопастей гребного винта регулируемого шага, пера руля или поворотной насадки.
Перед подготовкой к осмотру или ремонту винторулевого комплекса необходимо закрепить рули, зафиксировать положение лопастей гребного винта регулируемого шага, ввести в зацепление и застопорить валоповоротное устройство, предварительно проверив исправность его действия.
Положение гребного винта следует изменять вручную при помощи валоповоротного устройства и только по команде работающего водолаза.
Снимаемый гребной винт должен быть остроплен, а стопорная гайка ослаблена и оставлена на валу до сдвига винта с конуса вала.
Используемый при этом инструмент большой массы должен быть подвешен на отдельных канатах.
3.5.15. Работы по подводной очистке корпуса судна ручным немеханизированным инструментом должны выполняться с беседок или подкильных трапов вертикальными ходами от поверхности воды до киля и обратно.
После каждого двойного хода подкильный трап или беседку необходимо перенести на новое место. Перенос должен осуществляться только при нахождении водолаза у поверхности воды.
3.5.16. Очистка кингстонов или решеток должна производиться специальным инструментом. Очистка их руками запрещается.
3.5.17. Работы по подводной очистке корпусов судов ручным механизированным инструментом и специальными механизированными устройствами должны осуществляться под руководством руководителя водолазных работ, имеющего соответствующую специальную подготовку и допущенного к руководству этими работами приказом по предприятию.
3.5.18. Для проведения подводной очистки корпусов судов водолазы ежедневно перед началом работы должны пройти медицинский осмотр у водолазного врача или фельдшера.
Результаты осмотра должны заноситься в журнал медицинского обеспечения.
3.5.19. Работы по подводной очистке корпуса судна должны производиться при волнении моря не более 2 баллов, при течении не более 0,5 м/с, видимости под водой не менее 1,0 м (см. приложение 24), отсутствии предметов, мешающих работе водолаза под корпусом судна.