Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 45-68 "Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах" (утв. протоколом совещания при Техническом управлении Минавтошосдора РСФСР от 9 апреля 1968 г.)

Срок введения 1 марта 1969 г.
Взамен Инструкции по непосредственному учету
движения на автомобильных дорогах,
утв. Гушосдором МПС 13 февраля 1953 г.

Основное назначение учета

Учет движения транспортных средств по автомобильным дорогам производится с целью получения и накопления информации об общем количестве этих средств, проходящих в единицу времени через данное сечение дороги в обоих направлениях (интенсивность движения), а также о количестве отдельных групп подвижного состава в общем потоке транспортных средств (состав движения).
Анализ размеров и состава движения позволяет устанавливать соответствие технических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог существующей и перспективной интенсивности движения, определять грузонапряженность автомобильных дорог, осуществлять контроль за износом дорожной одежды в межремонтные сроки, а также повышать эффективность использования средств, выделяемых на ремонт и содержание дорог.
В частности, показатели учета движения транспортных средств используются:
при планировании и организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, их реконструкции, а также при усилении дорог или их различных элементов;
при разработке мероприятий по инженерному обустройству дорог, по стадийному строительству на дорогах зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб;
при разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
Кроме того, учетные данные об интенсивности и составе движения используются научно-исследовательскими и проектными организациями для разработки методов и рекомендаций по экономическим обследованиям и изысканиям при планировании сети и проектировании конкретных дорог, при разработке методов расчета дорожных одежд, а также при назначении норм проектирования различных элементов автомобильных дорог.
Организация, обеспечение и руководство учетом движения, а также анализ и практическое использование информации об интенсивности и составе движения в системе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР возлагается на "Службу учета движения".
Руководители дорожных подразделений несут ответственность в установленном порядке за четкую организацию и проведение учета движения, за полноту и достоверность учетных данных.

Общие положения

§ 1. Подсчет количества транспортных средств, проходящих по автомобильным дорогам, производится автоматическими приборами (счетчиками) или визуальным способом, лицами, специально назначенными из числа штатных работников дорожно-эксплуатационной службы.
§ 2. Учет движения, как правило, производится на всех дорогах общегосударственного, республиканского и на важнейших дорогах областного и местного значений. Перечни важнейших дорог областного и местного значений, на которых производится учет движения, а также дорог общегосударственного и республиканского значений, на которых учет движения не производится (дороги специального назначения, подъезды с ограниченным движением и т.п.), устанавливаются управлениями автомобильных дорог, управлениями строительства и ремонта автомобильных дорог областей, краев и автономных республик* по согласованию с соответствующими главными дорожными управлениями Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
§ 3. Учету подлежит весь автомобильный подвижной состав раздельно по следующим группам:
легкие грузовые автомобили грузоподъемностью до 2,0 т;
средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2,1 до 5,0 т;
тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью от 5,1 до 8,0 т;
очень тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью более 8,0 т;
автопоезда (по существующим весовым категориям);
легковые автомобили;
автобусы.
§ 4. Для выяснения маршрутов следования, характера и количества перевозимых грузов и сбора других сведений по распоряжению Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР на отдельных дорогах или участках дорог может проводиться специальный учет движения с остановкой транспортных средств.
Такой учет проводится по специально разрабатываемой программе.
§ 5. Отчетные материалы по учету движения транспортных средств представляются в установленные настоящей Инструкцией сроки в порядке подчиненности.

Учетные пункты

§ 6. Место, где ведется подсчет транспортных средств, проходящих по автомобильной дороге, называется учетным пунктом.
§ 7. Учетные пункты в зависимости от их оборудования могут быть автоматического или визуального учета.
§ 8. Количество и расположение учетных пунктов, а также их нумерация утверждаются соответствующими дорожными главками Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР по представлению управлений дорог.
Изменение количества, расположения и нумерация этих пунктов производятся по обоснованным ходатайствам управлений дорог с письменного разрешения соответствующих дорожных главков.
§ 9. Учетные пункты, как правило, располагают:
у пересечения автомобильных дорог;
в местах примыкания к основной дороге других автомобильных дорог (подъездов) от грузообразующих или пассажирообразующих пунктов, курортов, дачных поселков и т.п.;
на подходах к административным и промышленным центрам, а также после выезда из них;
на развилках автомобильных дорог;
на развилках у мест отмыкания (примыкания) объездов городов и крупных населенных пунктов.
§ 10. Для выбора места расположения учетного пункта дорожные органы проводят рекогносцировочные изыскания, в процессе которых уточняются размеры колебания интенсивности движения, причины этих колебаний, перспективы развития экономики и автотранспортных связей.
§ 11. Расположение учетного пункта на местности и его оборудование должно обеспечивать учет всех транспортных средств, проходящих в прямом и обратном направлениях, проведение учета в любое время года и суток независимо от погодных условий.
Состояние проезжей части дороги и обстановка пути в районе учетного пункта должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств.
§ 12. На учетном пункте визуального учета в поле зрения учетчика не должно быть предметов, затрудняющих наблюдение за проходящими транспортными средствами.
§ 13. Место расположения пункта автоматического учета движения должно удовлетворять требованиям § 9-11, кроме того обеспечивать нормальную работу аппаратуры (приборов).
§ 14. Учетные пункты могут размещаться в служебных зданиях дорожных подразделений, если они удовлетворяют требованиям § 9-13.
В полевых условиях для учетных пунктов устанавливают будки, палатки или укрытия другого типа, обеспечивающие нормальную работу учетчиков или приборов.
§ 15. Для каждого учетного пункта у начальников ДРП (ДД) должен быть: необходимый запас учетных карточек (форма N 1), журнал для записи показаний автоматических приборов, письменных принадлежностей (папки, карандаши и т.п.), часы, фонари для работы в темное время суток, справочные материалы по основным моделям автомобилей (плакаты с внешним видом автомобилей, таблицы грузоподъемности и др.), инструкции по учету движения.

Периодичность учета