Действующий
![](public://doc_files/532/086/8/files/image359.emf.jpg)
,
где
![](public://doc_files/532/086/8/files/image360.emf.jpg)
- максимальный радиус точки формы относительно оси поворота;
r - радиус точки, для которой определяется удельное сцепление (
рис. 36);
![](public://doc_files/532/086/8/files/image361.emf.jpg)
- максимальная величина удельного сцепления.
Удельное сцепление опалубки с бетоном
![](public://doc_files/532/086/8/files/image362.emf.jpg)
принимается равным 0,05
![](public://doc_files/532/086/8/files/image363.emf.jpg)
для покрытия из полимерной пленки, 0,1
![](public://doc_files/532/086/8/files/image364.emf.jpg)
- для деревянной и 0,08
![](public://doc_files/532/086/8/files/image365.emf.jpg)
- для фанерной опалубки.
5.20. Детали опалубки и крепления, воспринимающие нагрузку от наружных вибраторов, должны быть рассчитаны на прочность при действии возмущающей силы вибратора. Величина возмущающей силы принимается по паспорту вибратора с учетом динамического коэффициента, равного 1,3.
Расчет утепления опалубок
5.21. При бетонировании зимой монолитных опор толщиной более 2 м методом термоса требуемое термическое сопротивление опалубки R рекомендуется принимать по графику
рис. 37 в зависимости от ожидаемой температуры наружного воздуха в период выдержки бетона.
Для конструкций, в которых замораживание бетона допускается при 100% прочности (северное исполнение, зона ледохода), значения R по графику
рис. 37 должны увеличиваться на 30%.
При известной величине термического сопротивления R толщина слоев ограждения (утепления)
![](public://doc_files/532/086/8/files/image366.emf.jpg)
определяется с использованием зависимости
![](public://doc_files/532/086/8/files/image367.emf.jpg)
.
где
![](public://doc_files/532/086/8/files/image368.emf.jpg)
- толщина каждого слоя ограждения, м;
![](public://doc_files/532/086/8/files/image369.emf.jpg)
- расчетная величина коэффициента теплопроводности каждого слоя ограждения (
табл. 20);
┌─────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ Наименование материала │ Коэффициент │
│ │ теплопроводности │
│ │ ламбда, Вт/м°С │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────┤
│Бетон │ 2,03 │
│ │ │
│Дерево │ 0,23 │
│ │ │
│Вата минеральная │ 0,06 │
│ │ │
│Опилки │ 0,24 │
│ │ │
│Шлак │ 0,34 │
│ │ │
│Пенопласт │ 0,06 │
│ │ │
│Толь │ 0,17 │
│ │ │
│Асбест │ 0,06 │
│ │ │
│Сталь │ 52,0 │
│ │ │
│Фанера │ 0,17 │
│ │ │
│Оргалит │ 0,06 │
└─────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
![](public://doc_files/532/086/8/files/image370.emf.jpg)
- поправочный коэффициент, учитывающий влияние ветра;
![](public://doc_files/532/086/8/files/image371.emf.jpg)
- для ожидаемых скоростей ветра менее 5 м/с и
![](public://doc_files/532/086/8/files/image372.emf.jpg)
для больших скоростей.
Примечания. 1. Требования
п. 5.21 распространяются на опалубку, в которую укладывается бетонная смесь с температурой не ниже 15°.
2. При бетонировании сборно-монолитных опор термическое сопротивление определяется с учетом сборных контурных элементов.
5.22. При устройстве опалубки зазоров в боковой поверхности сборно-монолитных опор опалубка должна утепляться с наружной стороны (если не устраивается общее утепление контурных блоков).
Термическое сопротивление R утепления должно соответствовать термическому сопротивлению сборных блоков, равному
![](public://doc_files/532/086/8/files/image373.emf.jpg)
,
![](public://doc_files/532/086/8/files/image374.emf.jpg)
, где
![](public://doc_files/532/086/8/files/image375.emf.jpg)
- толщина блоков в м.
5.23. Утепленная опалубка стыковых зазоров должна заходить на сборный элемент не менее чем на 50 см. При этом в пределах крайнего участка от начала сборного элемента до конца опалубки утепление должно уменьшаться от расчетной величины (кривая
![](public://doc_files/532/086/8/files/image376.emf.jpg)
на
рис. 37) до нуля.
Требования к проектированию опалубок и тепляков с искусственным обогревом
5.24. Опалубка с периферийным искусственным прогревом допускается только для стыков (швов) замоноличивания сборных конструкций и монолитных бетонных конструкций сечением не свыше 60X60 см.
Массивные опоры должны выдерживаться в тепляках с температурой внутри помещения от +5 до +10°С.
5.25. Тепляки опор допускается устраивать из двух слоев брезента или слоя досок, обшитых толем. Между поверхностью опалубки или неопалубленной поверхностью бетона и конструкцией тепляка должен быть зазор не менее 20 см. В помещении тепляка должно быть не менее двух выходов для людей.
5.26. При проектировании опалубки с паровыми рубашками необходимо руководствоваться следующими указаниями:
а) паровые рубашки допустимо применять только для конструкций сечением бетона не свыше 60X60 см;
б) термическое сопротивление наружной обшивки рубашки должно приниматься в зависимости от температуры наружного воздуха по кривой
рис. 37;
в) для равномерного прогрева вертикальных конструкций их паровые рубашки надлежит разделять на отсеки высотой не более 3 - 4 м, причем необходимо предусматривать самостоятельную подачу пара снизу в каждый отсек;
г) ввод пара в паровые рубашки прогонов, балок, ригелей необходимо предусматривать не реже чем через 2 - 3 м по их длине, а в паровые рубашки плит - не менее чем один ввод на каждые 5 - 8
![](public://doc_files/532/086/8/files/image379.emf.jpg)
поверхности;
д) должны быть предусмотрены мероприятия для удаления конденсата и предотвращения образования сосулек льда.
Требования к проектированию скользящей опалубки
5.27. Скользящую опалубку рекомендуется применять при сооружении однотипных опор высотой не менее 12 м сплошного сечения или пустотелых (с толщиной стенок не менее 20 см).
Скользящая опалубка должна, как правило, проектироваться с расчетом 10 - 15-кратной оборачиваемости.
Скользящая опалубка может проектироваться как стержневой (
рис. 38), так и бесстержневой с подвеской к направляющим, смонтированным на козловом кране или с закреплением к опорным поясам.
5.28. Скользящая опалубка должна проектироваться с разборными металлическими несущими конструкциями и щитами с металлической или фанерной палубой.
Металлическая палуба толщиной не менее 4 мм должна крепиться к каркасу прерывистой сваркой.
Фанерная палуба крепится к металлическому каркасу шурупами с потайной головкой, устанавливаемыми через 10 см, и клеем.
Соединения щитов между собой, с кружалами и домкратной рамой должны выполняться на болтах.
Допускается устройство щитов из досок толщиной не менее 25 мм и шириной 8-10 см, соединенных в шпунт. Доски должны быть обшиты кровельным железом со стороны бетона.
Каркасы дощатых щитов рекомендуется усиливать диагоналями для повышения жесткости.
5.29. Высота щитов опалубки должна быть не менее 1000 мм и не свыше 2000 мм.
Меньшие значения должны назначаться для конструкций; бетонируемых с малой скоростью (
![](public://doc_files/532/086/8/files/image381.emf.jpg)
см/ч); большие значения должны приниматься для конструкций, бетонируемых со скоростью
![](public://doc_files/532/086/8/files/image382.emf.jpg)
см/ч.
5.30. В опалубочных щитах расстояние от верхней кромки до верхнего яруса кружал должно быть не более 150 мм.
Щиты должны стыковаться с помощью накладок и болтов на горизонтальных ребрах.
5.31. Для обеспечения наклона стенок щитов с уширением опалубки книзу необходимо при проектировании назначать разницу 5 мм между линейными размерами нижних и верхних кружал (
рис. 39).