Действующий
Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 6 марта 1986 г. N 4076-86)
Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в системе Министерства просвещения СССР и союзных республик организуются специальные общеобразовательные школы-интернаты.
Указанные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание детей на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, - круглогодичное пребывание.
В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или средней общеобразовательной школы.
В специальных общеобразовательных школах-интернатах воспитательная, общеобразовательная и профессиональная подготовка проводятся в сочетании с лечебно-восстановительными и оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию утраченных функций.
Деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих дефекты в физическом и умственном развитии, определяются соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР.
Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: детский психоневролог, отоларинголог, офтальмолог, психолог, ортопед, логопед, педагог-дефектолог, представители народного образования и здравоохранения.
В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей с различными сопутствующими дефектами умственного или физического развития.
В соответствии с действующими типовыми положениями, утвержденными Министерством просвещения СССР (1978 - 79 гг.), специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на следующие типы:
В их составе могут организовываться вспомогательные классы для детей, у которых, помимо двигательных расстройств, наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности.
1-ое отделение с одиннадцатилетним сроком обучения и подготовительным классом для детей с общим недоразвитием речи;
2-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
При школе-интернате могут быть организованы дошкольные воспитательные группы (старшая и подготовительная) с одно-двухлетним сроком пребывания для детей с нарушением речи.
При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и подготовительные) с одно-двухгодичным сроком пребывания, а также вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.
1-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2-ое отделение с двенадцатилетним сроком обучения для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
При школах-интернатах для слабослышащих и позднооглохших детей могут быть организованы классы для детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4 - 6 лет с одно-, двух-, и трехгодичным сроком пребывания.
Наличие основного дефекта развития оказывает существенное влияние на функциональное состояние всего организма детей и вызывает вторичные сопутствующие отклонения в их психическом, соматическом и физическом развитии:
у детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, помимо двигательных расстройств, чаще всего наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности;
у глухих детей могут отмечаться сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата, а также умственного развития;
у детей слабослышащих и позднооглохших - легкое или глубокое недоразвитие речи, сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата и умственного развития, а также снижение функциональных возможностей зрения;
у слепых и слабовидящих детей - различные отклонения в умственном развитии, ухудшение функции слуха и другие.
Дефекты физического и умственного развития неблагоприятно отражаются на общем состоянии здоровья, показателях физического развития и общей физической подготовке детей. У таких детей, как правило, отмечается общая соматическая ослабленность, снижение обменных процессов и реактивности организма, нарушение двигательной активности, а также быстрая утомляемость и пониженная работоспособность во время учебных занятий и при других видах деятельности, что затрудняет обучение и восстановление нарушенных функций. Все это требует особого внимания к созданию в специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, оптимальных условий среды с учетом специфики каждого типа учреждения. От соблюдения гигиенических требований к устройству, оборудованию и содержанию зданий специальных общеобразовательных школ-интернатов, а также наполняемости классов и воспитательных групп, в значительной степени зависит организация правильного воспитания, обучения и лечения детей, успешное проведение восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий, возможность дифференцированного подхода при их осуществлении.
Общее количество учащихся в школах-интернатах: для детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих - 304 учащихся; для слепых и слабовидящих - 282 учащихся; для умственно отсталых детей - 292 учащихся; для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами - 372 учащихся.
В соответствии с Положениями о специальных школах-интернатах и Постановлением Совета Министров СССР N 25 от 5 января 1984 г. установлено следующее количество детей в классах и воспитательных группах, в зависимости от профиля учреждения (табл. 1).
Количество учащихся в классах и детей в воспитательных группах в зависимости от типа школы-интерната
Тип школы-интерната | Кол-во детей в классах и группах | |||||||||
класс | воспит. группа | вспомогательные | ||||||||
класс | воспит. группа | |||||||||
1. | Для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами | 12 | 12 | 5 - 7 | 10 - 12 | |||||
2. | Для детей с тяжелыми нарушениями речи | 12 | 12 20 (VI - XI) | |||||||
3. | Для слепых и слабовидящих детей | 12 | 12 | 5 - 7 | 10 - 12 | |||||
4. | Для глухих и слабослышащих и позднооглохших детей | 12 | 12 24 - 25 (VI - VII) | 5 - 7 | 10 - 12 | |||||
5. | Для умственно отсталых детей | 16 | 16 20 (VI - VIII и IX кл.) | |||||||
6. | Для детей с задержкой психического развития | 20 | - |
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.
При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад-школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.
При определении общей площади участка, набора площадок и их оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната специфику использования участка как в оздоровительно-восстановительных целях, так и для учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интенатам# для слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводятся в приложении 1.