(Действующий) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 мая...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 392);
Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПУАП-03) СанПиН 2.6.1.07.03, зарегистрированы в Минюсте России 3 апреля 2003 г., регистрационный N 4365;
СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99), НРБ-99 не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 29.07.1999 N 6014-ЭР);
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99, не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", зарегистрированы в Минюсте России 29 апреля 2003 г., регистрационный N 4459;
Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03) СанПиН 2.6.1.24-03, зарегистрированы в Минюсте России 26 мая 2003 г., регистрационный N 4593;
Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.6.1.983-00, не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 06.09.2000 N 7493-ЮД).

III. Общие положения

3.1. В целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральными Законами "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения" вокруг радиационных объектов устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при нормальной эксплуатации радиационного объекта.
3.2. В соответствии с требованиями ОСПОРБ-99 санитарно-защитная зона устанавливается вокруг радиационных объектов I, II, III категорий. В отдельных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, СЗЗ радиационных объектов I и II категорий может быть ограничена пределами территории (промышленной площадки) объекта, для объекта III категории СЗЗ всегда ограничивается периметром занимаемой территории объекта.
3.3. Промышленная площадка (далее - промплощадка) радиационного объекта является структурным элементом СЗЗ. Территория промышленной площадки может быть общей или устанавливается отдельно для каждого производства, входящего в состав радиационного объекта.
3.4. Для недопущения превышения дозового предела техногенного облучения населения, подвергающегося облучению от нескольких радиационных объектов различных категорий, или от радиационного объекта I категории, устанавливаются квоты на облучение населения.
Сумма квот от различных источников излучения не должна превышать дозового предела облучения населения, установленного НРБ-99.
3.5. Критерием для определения размеров СЗЗ является непревышение на ее внешней границе годовой эффективной дозы облучения населения - 1 мЗв/год или квоты предела годовой эффективной дозы облучения населения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данном радиационного объекте в условиях его нормальной эксплуатации.
3.6. При размещении на отдельной площадке нескольких радиационных объектов размер санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом их суммарного воздействия на население.
3.7. Размеры СЗЗ (полосы отчуждения) вдоль трассы трубопровода для удаления жидких радиоактивных отходов устанавливаются в зависимости от активности последних, рельефа местности, характера грунтов, глубины заложения трубопровода, уровня напора в ней и должны быть не менее 20 м в каждую сторону от трубопровода.
3.8. Размеры СЗЗ и ЗН радиационных объектов, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, могут быть изменены по постановлению главного# государственного санитарного врача ФМБА России в порядке, установленном данными Правилами.
3.9. Радиационный контроль на территории СЗЗ и ЗН должен осуществляться службами радиационной безопасности, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Проектирование санитарно-защитных зон и зон наблюдения

4.1. Проектирование СЗЗ и ЗН должно осуществляться на стадии проектирования радиационного объекта в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99 и настоящих Правил.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, а размеры и границы зоны наблюдения - в проекте зоны наблюдения, которые являются обязательными отдельными документами.
Обоснование размеров СЗЗ и ЗН осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложениях N 1 и N 2, настоящим Правилам.
Проект СЗЗ утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.2. Для проектируемых, реконструируемых, модернизируемых и выводимых из эксплуатации радиационных объектов проекты СЗЗ и ЗН представляются в установленном порядке одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, модернизацию и вывод из эксплуатации) объекта.
4.3. Проектирование санитарно-защитных зон
4.3.1. В проекте санитарно-защитной зоны радиационного объекта должны быть определены:
размер и границы СЗЗ;
мероприятия по радиационной защите населения и благоустройству территории СЗЗ;
планировка территории, размещения расположенных на ней зданий и сооружений.
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.
4.3.2. Проектирование СЗЗ объектов должно основываться на расчетных или фактических уровнях воздействия на население за счет радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и сбросов существующих отдельных производств и зданий, входящих в состав радиационного объекта.
4.3.3. При проектировании новых радиационных объектов должны быть предусмотрены технические системы безопасности, обеспечивающие:
ограничение СЗЗ размерами промплощадки;
отсутствие необходимости проведения мер защиты населения в случае проектной аварии на радиационном объекте I категории.
4.3.4. Проектирование СЗЗ должно проводиться с учетом существующей и проектируемой застройки ее территории, включая промплощадку объекта, с отведением участков под озеленение, прокладку транспортных и пешеходных путей, сетей инженерных коммуникаций.
Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.
4.3.5. Характер озеленения и благоустройства СЗЗ должны обеспечивать экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и локальное благоприятное влияние на микроклимат, а также создание эстетического барьера между промышленными сооружениями радиационного объекта и жилым массивом. Существующие зеленые насаждения должны быть максимально сохранены и включены в общую систему озеленения территории СЗЗ.
Не менее 60% площади санитарно-защитной зоны должны быть озеленены с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки. В случае, если максимальный размер СЗЗ составляет величину до 1 км, площадь озеленения должна быть не менее 40%.
4.3.6. Изменение размеров СЗЗ действующих объектов должно сопровождаться разработкой проекта, отражающего данные изменения. При этом:
необходимость увеличения размеров СЗЗ должна быть обоснована. Должны предусматриваться мероприятия по выводу жилого фонда с лечебными и детскими учреждениями из пределов новых границ СЗЗ, а также решения по использованию капитальных зданий и сооружений, территориально вошедших в состав расширенной СЗЗ;
необходимость уменьшения размеров СЗЗ должна быть обоснована, также должна быть обоснована необходимость и целесообразность проведения дезактивационных и реабилитационных работ на территориях, выведенных из состава СЗЗ.
4.3.7. В случае уменьшения размеров СЗЗ радиационного объекта I категории до границы промплощадки проживание людей и размещение детских и специализированных лечебно-профилактических учреждений на высвобождаемой территории не рекомендуется. При принятии органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов власти решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.
4.3.8. Уменьшение размеров СЗЗ допускается не ранее, чем после пятилетнего срока эксплуатации радиационного объекта и должно основываться на материалах мониторинга поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, параметров радиационной обстановки на территории СЗЗ и ЗН и оценки доз облучения населения с учетом выбросов и сбросов при работе на проектной мощности.
4.3.9. Проекты изменения размеров СЗЗ утверждаются местными органами исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
4.4. Проектирование зоны наблюдения
4.4.1. В проекте зоны наблюдения радиационного объекта I категории должны быть определены:
размер и границы ЗН;
объем, периодичность и приборно-методическое обеспечение радиационного контроля, проводимого в ЗН.
4.4.2. Размер зоны наблюдения может быть изменен на основе анализа информативности радиационного контроля при нормальной эксплуатации радиационного объекта, а также в случае изменения размеров соответствующей СЗЗ.

V. Условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения