Действующий
3.1.28 хозяйствующий субъект (по обращению с отходами): Юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность по обращению с отходами, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
1 Во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами могут вступать физические лица, обладающие правом собственности на определенные виды отходов.
2 Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых об разуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке
[8].
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
BMP - вторичные материальные ресурсы;
ВЭР - вторичные энергетические ресурсы;
ВБР - вторичные биогазовые ресурсы;
ТЗ - техническое задание;
ОКР - опытно-конструкторская работа.
4.1 В настоящем стандарте учтены положения, установленные в ГОСТ Р 53791, а именно, семь стандартизованных стадий жизненного цикла изделий, видов продукции с завершением существования любых объектов и/или отходов в целом на стадии ликвидации. В
приложении Б представлены шесть из семи стадий жизненного цикла изделий, видов продукции, на которых реально образуются отходы.
4.2 Жизненный цикл изделий, видов продукции производственно-технического назначения включает следующие стадии (ГОСТ Р 53791):
- обоснование разработки;
- производство и испытания;
- использование (эксплуатацию);
- ликвидацию (с избавлением от отходов путем утилизации и/или удаления).
4.3 Стадия ликвидации включает в себя процессы принятия следующих решений:
- определение характера предликвидационной подготовки объекта и возможные направления разложения, уничтожения и/или захоронения конкретных отходов;
- оценку показателей утилизируемости (утилизационной пригодности и утилизационной способности) техногенной составляющей объекта и/или отхода;
- обеспечение безопасности и ресурсосбережения процессов ликвидации объекта и/или отходов, в том числе при их утилизации и/или удалении.
4.4 На стадии ликвидации может произойти изменение сферы использования и смена владельца ликвидируемых объектов и/или отходов. При этом новому владельцу передается ответственность за выполнение требований
4.5.
4.5 На стадии ликвидации следует обеспечить максимальное возвращение материальных и энер гетических ресурсов от ликвидируемых объектов и/или отходов в сферу хозяйственной деятельности с получением технико-экономического и социально-экологического эффектов от реализации ЭТЦО.
4.6 Не используемые в настоящее время и в ближайшей перспективе отходы (прежде всего отхо ды I-IV классов опасности), а также объекты, не поддающиеся демонтажу с последующей их утилизацией, подлежат захоронению и/или уничтожению.
4.7 Инженерно-техническая и опытно-конструкторская подготовка ликвидации отходов производства и потребления предусматривает обеспечение их владельцев конструкторской, технологической и нормативной документацией, а также проведение организационно-плановой и материально-технической подготовки производства для реализации технологических процессов ликвидации с учетом требований безопасности и ресурсосбережения.
4.8 На ЭТЦО следует охватывать стратегические аспекты обращения с отходами (
раздел 6): ресурсные, производственно-технологические, экологические и социальные, учет и реализация которых в комплексе обеспечивают устойчивое развитие хозяйства.
5 Этапы технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации
5.1 Настоящий стандарт устанавливает девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации:
г)
4-й этап - сортировка (с обезвреживанием при необходимости);
ж)
7-й этап - транспортирование и складирование (размещение);
и)
9-й этап - избавление (путем утилизации и/или удаления отходов).
5.2 Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.
5.3 Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.
5.4 Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.
1 Идентификация предполагает присвоение отходу классификационного номера и кодирование его свойств, состояния в установленном порядке.
2 При отсутствии документированного описания конкретного отхода результаты идентификации могут стать основой последующей паспортизации его свойств и состояния.
5.5 Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.
5.6 При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.
5.7 Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I-IV классов опасности.
5.8 Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.