(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54738-2011 "Реабилитация инвалидов....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический тренинг;
- психологическая профилактика;
- социально-психологический патронаж.
5.2.1 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
Психологическое консультирование включает в себя:
- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания - в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;
- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.
5.2.2 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:
- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;
- состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;
- особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;
- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;
- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.
Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:
а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);
б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы:
в) собеседование;
г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
д) обработку и анализ психодиагностических данных;
е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;
ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.
5.2.3 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:
- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
5.2.4 Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.
Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.
5.2.5 Психологическая профилактика заключается в содействии:
- в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;
- формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;
- создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.
Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.
5.2.6 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.
Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от цепей.
5.2.7 Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:
- по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);
- коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;
- организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;
- оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.
Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.
5.3 Социально-педагогическая реабилитация инвалидов
Социально-педагогическая реабилитация инвалидов - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя: