(Действующий) Свод правил СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81*. Строительство в...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.4.1 В районах сейсмичностью 8 и 9 баллов железнодорожный путь следует монтировать из звеньев на щебеночном балласте с увеличенной нормой покилометрового запаса рельсов и других элементов пути.
7.4.2 Дорожная одежда и обочины автомобильных и городских дорог в районах сейсмичностью 8 и 9 баллов должны сохранять свои эксплуатационные свойства, позволяющие осуществлять движение автомобилей с установленной скоростью и грузоподъемностью в любое время года, включая весеннее половодье, и период выпадения ливневых дождей с целью обеспечения в необходимом объеме аварийно-спасательных работ и возможной эвакуации населения из района разрушительного землетрясения.

7.5 Мосты

7.5.1 При выборе места мостового перехода через широкое водное препятствие или глубокое ущелье наилучшим по геологическим условиям следует считать створ, расположенный вне зоны активного тектонического разлома, на участках речной долины или ущелья с устойчивыми склонами и возможностью опирания фундаментов опор на прочные малосжимаемые грунты.
7.5.2 В тех случаях, когда мост необходимо построить в створе, пересекаемом активным тектоническим разломом или руслом селеопасной горной реки, в проекте моста должны быть учтены возможные подвижки по разлому, а опоры моста вынесены за пределы зоны тектонического дробления горных пород и расположены выше уровня селевого потока.
7.5.3 В проектах мостов, сооружаемых в устьях рек на цунамиопасных побережьях морей необходимо предусматривать пропуск волны цунами (бора) под мостом. Опоры таких мостов необходимо рассчитывать на гидродинамическое давление волны цунами, а низ пролетных строений должен возвышаться на 0,5 м над уровнем бора.
7.5.4 В выбранном створе следует применять такую систему моста и схему его разбивки на пролеты, которые в наибольшей степени соответствуют сейсмотектонической, инженерно-геологической, геоморфологической и гидродинамической обстановке.
7.5.5 В сейсмических районах следует проектировать преимущественно мосты с балочными разрезными и неразрезными пролетными строениями, мосты рамной системы, а также арочные мосты с шарнирным опиранием пролетных строений на опоры, в том числе арочные мосты со сводами из гофрированных металлических листов, висячие и вантовые мосты. Для устройства опор и перекрытия пролетов предпочтительны конструкции наименьшей массы, способные к значительным деформациям на стадии, предшествующей разрушению.
7.5.6 Арочные и рамные железобетонные бесшарнирные мосты допускается применять только при наличии скального основания. Пяты сводов, арок и стоек рам следует опирать на массивные опоры и располагать на возможно более низком уровне. Надарочное строение следует проектировать сквозным.
7.5.7 При расчетной сейсмичности 7 и более баллов арочные своды мостов и путепроводов, собираемые из металлических гофрированных листов, должны проверять на прочность и устойчивость при землетрясении. Грунт насыпей подходов и засыпки сводов должен подбираться по гранулометрическому составу и уплотняться таким образом, чтобы не терять устойчивость (не разжижаться) и сохранять требуемые по расчету деформационные свойства при сейсмическом воздействии. При необходимости грунт должен армироваться геосинтетическим материалом.
7.5.8 Опоры сводов из металлических гофрированных листов должны опираться на малосжимаемый грунт в случае применения фундаментов мелкого заложения или на свайные фундаменты при залегании в верхней части инженерно-геологического разреза слабых покровных отложений.
7.5.9 Пролетные строения мостов должны быть закреплены на опорах так, чтобы обеспечивать устойчивость их проектного положения при расчетном сейсмическом воздействии. Антисейсмическое закрепление пролетных строений, кроме пролетных строений арочных и рамных железобетонных бесшарнирных мостов, следует осуществлять с помощью сейсмостойких опорных частей. В случае применения обычных опорных частей для антисейсмического закрепления пролетных строений должны применять специальные антисейсмические устройства.
7.5.10 Сейсмостойкие продольно-неподвижные опорные части должны обеспечивать передачу с пролетных строений на опоры сейсмической нагрузки, действующей в продольном к оси моста направлении. Сейсмостойкие продольно-подвижные опорные части и деформационные швы должны допускать беспрепятственные перемещения подвижного конца пролетного строения во время землетрясения. Прочность поперечно-неподвижных опорных частей в сейсмостойком исполнении должна быть достаточной для передачи с пролетных строений на опоры сейсмической нагрузки, действующей в поперечном к оси моста направлении.
7.5.11 При расчетной сейсмичности 9 баллов сейсмостойкие опорные части должны воспринимать отрицательные вертикальные опорные реакции, не допуская подбрасывания пролетных строений при землетрясении.
7.5.12 Антисейсмические устройства следует применять с целью:
передачи с пролетных строений на опоры горизонтальных (направленных вдоль и поперек оси моста) и вертикальной сейсмических нагрузок;
предотвращения заклинивания подвижных опорных частей, разрушения деформационных швов;
амортизации взаимных ударов смежных секций моста, разделенных деформационными швами;
удержания пролетных строений от падения на грунт при увеличении расстояний между опорами во время землетрясения;
перераспределения сейсмической нагрузки от массы неразрезного пролетного строения между опорами;
поглощения энергии колебаний моста;
снижения сейсмических нагрузок на сооружения.
7.5.13 При расчетной сейсмичности 9 баллов следует применять монолитные, сборно-монолитные и сборные железобетонные или сборные металлические конструкции опор.
Надводные (надземные) части промежуточных опор допускается проектировать облегченного типа в виде железобетонных (стальных) рамных конструкций и железобетонных конструкций столбчатого типа, в том числе пустотелых предварительно напряженных с железобетонными оголовками.
7.5.14 При расчетной сейсмичности до 8 баллов включительно допускается применять массивные бетонные опоры с дополнительными антисейсмическими конструктивными элементами (армированием).
7.5.15 При проектировании сборно-монолитных бетонных опор из контурных блоков с монолитным ядром необходимо предусматривать армирование ядра конструктивной арматурой, заделанной в фундамент и в подферменную плиту, а также объединение контурных блоков с ядром с помощью выпусков арматуры или другими способами, обеспечивающими надежное закрепление сборных элементов.
7.5.16 При расчетной сейсмичности 9 баллов в проектах мостов с балочными разрезными пролетными строениями длиной более 18 м следует предусматривать сцепные антисейсмические устройства для предотвращения падения пролетных строений с опор.
7.5.17 При расчетной сейсмичности 9 баллов размеры подферменной плиты в балочных мостах с разрезными пролетными строениями длиной l > 50 м следует назначать такими, чтобы в плане расстояние вдоль оси моста от края площадок для установки опорных частей до граней подферменной плиты было не менее 0,005l.
7.5.18 На площадках, сложенных вечномерзлыми грунтами, фундаменты мостовых опор допускается проектировать на грунтах, используемых в качестве основания по принципу I. Если грунты немерзлые или используются по принципу II, то следует предусматривать опирание подошвы фундаментов мелкого заложения или нижних концов свай, столбов и оболочек преимущественно на скальные или крупнообломочные грунты, гравелистые плотные пески, глинистые грунты твердой и полутвердой консистенции.
Опирание нижних концов свай, столбов и оболочек на оттаивающие песчаные грунты с льдистостью за счет ледяных включений более 0,01 или глинистые грунты с показателем консистенции более 0,5 не допускается.
7.5.19 При расчетной сейсмичности 9 баллов стойки опорных поперечных рам мостов на нескальных основаниях должны иметь общий фундамент мелкого заложения или опираться на плиту, объединяющую головы всех свай (столбов, оболочек).
7.5.20 Подошва фундаментов мелкого заложения должна быть горизонтальной. Фундаменты с уступами допускаются только при скальном основании.
7.5.21 Свайные опоры и фундаменты опор с плитой, расположенной над грунтом, средних и больших мостов следует проектировать, применяя наклонные сваи сечением до 400x400 мм или диаметром до 600 мм. Фундаменты и опоры средних и больших мостов допускается проектировать также с вертикальными сваями сечением не менее 600x600 мм или диаметром не менее 800 мм независимо от положения плиты ростверка и с вертикальными сваями сечением не менее 400x400 мм или диаметром не менее 600 мм в случае, если плиту ростверка заглубляют в грунт.

7.6 Расчеты мостов на сейсмостойкость

7.6.1 Расчет мостов с учетом сейсмических нагрузок следует выполнять на прочность и устойчивость несущих конструкций, а также по несущей способности грунтовых оснований фундаментов мостовых опор и по предельным относительным линейным и угловым перемещениям в плане смежных секций моста, разделенных деформационным швом.
7.6.2 При разработке мер антисейсмической защиты мостов следует учитывать постоянные нагрузки (воздействия), нагрузки от подвижного состава, включая силы торможения, силы трения в подвижных опорных частях и сейсмические нагрузки. Расчет мостов с учетом сейсмического воздействия следует выполнять как при наличии подвижного состава, так и при отсутствии его на мосту.
Примечания
1 Совместное действие сейсмических нагрузок и нагрузок от подвижного состава не следует учитывать при расчете железнодорожных мостов, проектируемых на дорогах категории V, на внешних подъездных путях и на внутренних путях промышленных предприятий (за исключением случаев, оговоренных в задании на проектирование), мостов, проектируемых на автомобильных дорогах категории V, а также на автомобильных дорогах промышленных и других предприятий.
2 Сейсмические нагрузки не следует учитывать совместно с нагрузками от транспортеров и от ударов подвижного состава при расчете железнодорожных мостов, а также с нагрузками от тяжелых одиночных четырехосных транспортных единиц по схеме НК, нагрузками от торможения и от ударов подвижного состава при расчете автодорожных и городских мостов.
7.6.3 При расчете мостов с учетом сейсмических воздействий коэффициент сочетания следует принимать равным:
1,0 - для постоянных нагрузок и воздействий, сейсмических нагрузок, учитываемых совместно с постоянными нагрузками, а также с воздействием трения от постоянных нагрузок в подвижных опорных частях;
0,8 - для сейсмических нагрузок, действие которых учитывают совместно с нагрузками от подвижного состава железных и автомобильных дорог;
0,7 - для нагрузок от подвижного состава железных дорог;
0,5 - для нагрузок от подвижного состава автомобильных и городских дорог.
7.6.4 При расчете конструкций мостов на устойчивость и пролетных строений длиной более 18 м на прочность следует учитывать сейсмические нагрузки, вызванные вертикальной и одной из горизонтальных составляющих колебаний грунта. Для мостов нормальной и повышенной сейсмостойкости сейсмическую нагрузку, вызванную вертикальной составляющей колебаний грунта, следует умножать на коэффициент 0,5. При проектировании сооружений особой сейсмостойкости поправочный коэффициент к нагрузке от вертикальных колебаний грунта определяют по данным инженерно-сейсмологических исследований. При прочих расчетах конструкций мостов сейсмическую нагрузку от вертикальной составляющей колебаний грунта допускается не учитывать. Сейсмические нагрузки, вызванные горизонтальными составляющими колебаний грунта, направленными вдоль и поперек оси моста, следует рассматривать раздельно.
7.6.5 При расчете мостов сейсмические нагрузки следует учитывать в виде возникающих при колебаниях оснований опор сил инерции частей моста и подвижного состава, а также в виде сил инерции от присоединенной к опорам массы воды и сейсмического давления грунта. При определении сейсмических нагрузок действующих вдоль оси моста, масса железнодорожного состава не учитывается.
7.6.6 Сейсмические нагрузки от масс объектов нормальной и повышенной категорий ответственности определяют спектрально-модальным методом с учетом упругих деформаций конструкций, а также податливости рессор железнодорожного состава. Применяемые при вычислении сил инерции динамические дискретные схемы составляют для моста в целом или для отдельных частей моста, являющихся самостоятельными колебательными системами. В обоснованных случаях допускается выполнять расчет по упрощенным схемам, учитывающим симметрию, однородность и другие структурные особенности конкретного сооружения.
7.6.7 Расчетную сейсмическую нагрузку, приложенную в точке k и соответствующую i-му тону собственных колебаний системы, определяют по формуле
, (13)
где - коэффициент, учитывающий влияние на сейсмическую нагрузку снижения жесткости сооружения и увеличение рассеяния энергии колебаний из-за появления трещин и пластических деформаций в конструкциях моста, значения которого следует принимать равным 0,25; 0,37; 0,50 для мостов уровней ответственности 1а, 1б, 2 соответственно;