Действующий
Во исполнение
Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,
Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)
**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.99 N 98,
Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-99)
**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.98 N 79, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98)
**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 24.11.98 N 67, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97)
**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.11.97 N 44, разработаны Изменения N 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Настоящая инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры службы надзора.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25.11.67 г.
1.1. В соответствии с
правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.
1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом Госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.
1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им
правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа Госгортехнадзора.
1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора.
1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органом Госгортехнадзора.
1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.
1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.
1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:
2)
Правила эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;
5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;
6)
инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.
2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:
1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений
правил безопасности;
2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных
правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;
3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;
4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;
7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:
правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе:
соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;
правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;
соблюдение габаритов складирования грузов;
применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;
9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;
10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;
11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;
12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления стреловых кранов и кранов-манипуляторов на объекты;
13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;
14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.
2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:
1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;
2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;
4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;