Действующий
Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения РД 10-112-96 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1996 г. N 12)
Настоящий документ подготовлен в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г., и Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденными Госгортехнадзором России 19.11.92 г. (далее - Правила*), устанавливает общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации и распространяется на организации, имеющие на балансе грузоподъемные машины, а также на организации, осуществляющие обследование грузоподъемных машин.
Применительно к настоящим Методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в Правилах, а также специальные термины и определения:
Дефекты - каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины, узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.
Исправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего ее способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Предельное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния грузоподъемной машины, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Документация эксплуатационная - техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п.
Обследование (экспертное обследование) - комплекс работ по техническому диагностированию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, в целях выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период.
Обследование первичное - обследование, проводящееся по истечении нормативного срока службы грузоподъемной машины.
Обследование повторное - обследование, проводящееся по истечении срока, установленного по результатам первичного или предыдущего повторного обследования.
Обследование внеочередное - обследование, проводящееся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся по требованиям, изложенным в информационных письмах заводов-изготовителей или органов госгортехнадзора, либо по просьбе владельца грузоподъемной машины.
Ресурс - суммарная расчетная наработка грузоподъемной машины от начала ее эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Срок службы нормативный - календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемной машины, записанная в ее паспорте либо установленная в нормативных документах по расчету и проектированию.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности грузоподъемной машины и (или) восстановлению ресурса грузоподъемной машины или отдельных ее составных частей.
Ремонт капитальный - ремонт (в пределах срока службы грузоподъемной машины), выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса грузоподъемной машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (при необходимости).
Ремонт полнокомплектный - ремонт, выполняемый для грузоподъемных машин с истекшим сроком службы для восстановления их исправности и ресурса в целях продления их эксплуатации до очередного обследования.
Ремонт текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемной машины и состоящий в устранении неисправности путем замены и (или) ремонта отдельных частей.
Ресурс остаточный - расчетная величина наработки грузоподъемной машины (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния ее базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости.
Специалист-обследователь 1-го уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования грузоподъемных машин.
Специалист-обследователь 2-го уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования и принятие решения о продлении срока службы грузоподъемной машины.
Специалист-обследователь 3-го уровня - специалист, имеющий права специалистов-обследователей 1-го и 2-го уровня, а также имеющий право на оценку остаточного ресурса грузоподъемной машины.
Эксплуатация - стадия жизненного цикла грузоподъемной машины до ее списания, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются ее качества и которая включает использование грузоподъемной машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт.
**. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу изложены в разд. 3.15 настоящего нормативного документа.
3.2.1. Обследования грузоподъемных машин должны осуществлять организации, имеющие лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России или территориальных органов госгортехнадзора
***, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.01.94 N 6.
3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемые другими региональными органами Госгортехнадзора России, следует руководствоваться п. 4.5 Методических указаний по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений (РД 10-49-94)
Страхование ответственности на случай возникновения аварии несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании разрабатываемых положений (правил) страхования.
Приказ может оформляться на один или сразу на группу грузоподъемных машин. Форма приказа приведена в приложении А.
3.2.7. Организация, проводящая обследование, должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будет проводить обследование грузоподъемных машин конкретного заказчика, в приказе следует указать председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасности при проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии - 3 человека. Рекомендованная форма приказа приведена в