(Действующий) Постановление от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении правил...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В случае сохранения перегрузки электрической сети диспетчерские центры устраняют ее путем ограничения или отключения потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
41. Субъекты электроэнергетики обязаны обеспечивать выполнение заданий по рабочей мощности, поддержание заданных нагрузки и резервов мощности.
42. При регулировании напряжения должны быть обеспечены:
соответствие уровня напряжения значениям, допустимым для оборудования электрических станций и сетей (в соответствии с эксплуатационными характеристиками, установленными изготовителями);
определяемый системным оператором (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления) запас устойчивости энергосистемы;
минимум потерь электрической энергии в электрических сетях.
43. Каждый диспетчерский центр определяет в закрепленной за ним операционной зоне перечень объектов диспетчеризации (контрольных пунктов), напряжение в которых контролируется этим диспетчерским центром. При этом в качестве критерия, являющегося основанием для включения в указанный перечень, используется степень влияния напряжения в объектах диспетчеризации на устойчивость электроэнергетического режима энергосистемы.
Регулирование напряжения в электрических сетях, номинальный класс напряжения которых составляет 110 киловольт и выше, осуществляется соответствующими субъектами электроэнергетики в контрольных пунктах на основании графиков напряжения или характеристик зависимости напряжения от параметров электроэнергетического режима энергосистемы с учетом состава работающего оборудования объектов электроэнергетики.
Графики напряжения и характеристики его регулирования в контрольных пунктах составляются диспетчерскими центрами, в операционной зоне которых они расположены, на предстоящий квартал и могут корректироваться при осуществлении краткосрочного планирования электроэнергетических режимов энергосистемы.
44. В случаях, определенных системным оператором, для регулирования напряжения используются устройства регулирования реактивной мощности, принадлежащие потребителям.
45. Для контрольных пунктов электростанций и подстанций, оснащенных устройствами регулирования реактивной мощности, соответствующий диспетчерский центр исходя из условий устойчивости электроэнергетического режима энергосистемы устанавливает аварийные пределы снижения напряжения.
В случае если напряжение в этих пунктах снижается до аварийного предела, дежурные работники электростанций и подстанций с устройствами регулирования реактивной мощности обеспечивают поддержание напряжения путем использования допустимых технологических режимов работы генераторов и устройств регулирования реактивной мощности, а диспетчерские центры используют резервы средств по регулированию напряжения в прилегающих районах.
46. Системный оператор организует деятельность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальных сетевых организаций по регулированию напряжения в контрольных пунктах, в том числе деятельность по установке устройств регулирования реактивной мощности.
Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства соблюдают установленные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровни компенсации и диапазоны регулирования реактивной мощности, в том числе путем установки на указанных объектах и поддержания в надлежащем техническом состоянии устройств регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии. Сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства также обеспечивают установку (модернизацию) на указанных объектах и поддержание в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств в соответствии с технико-экономическим обоснованием создания систем противоаварийного управления Единой энергетической системой России в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 117)
47. Технологический режим работы устройств регулирования реактивной мощности определяет системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления).
47.1. В случае возникновения или угрозы возникновения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным в том числе опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями (далее - угроза нарушения электроснабжения), либо возникновения или угрозы возникновения аварийного электроэнергетического режима системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления) вправе принять решение о направлении руководителю штаба по обеспечению безопасности электроснабжения уведомления о необходимости созыва заседания штаба.
(п. 47.1 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)
47.2. Угроза нарушения электроснабжения (режим с высокими рисками нарушения электроснабжения) характеризуется наличием следующих обстоятельств:
снижение фактического резерва генерирующей мощности (с учетом внешних поставок) ниже 3,5 процента максимальной фактической нагрузки на территории операционной зоны соответствующего диспетчерского центра;
прекращение или наличие угрозы прекращения топливообеспечения либо обеспечения гидроресурсами электростанций суммарной располагаемой мощностью свыше 10 процентов всей располагаемой мощности электростанций в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;
дефицит пропускной способности электрической сети;
понижение до аварийно допустимых значений уровней напряжения;
повышенная вероятность нарушения устойчивости электроэнергетической системы или ее частей;
температура окружающего воздуха, выходящая за границы расчетных климатических условий для данного региона;
прогнозируемое наступление таких неблагоприятных природных явлений, которые могут привести к массовому отключению электросетевого оборудования, как массовые грозовые явления, обильные ливневые дожди, ураганный ветер, обильные снегопады, сопровождающиеся интенсивным налипанием снега на провода, грозозащитные тросы, опоры воздушных линий электропередачи и на оборудование объектов электроэнергетики, гололедообразование на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи, а также резкие изменения метеорологических условий;
аварийный выход из строя электросетевого или генерирующего оборудования, приводящий к электроэнергетическому режиму энергосистемы с превышением максимально допустимых перетоков длительностью более 3 часов;
аварийный выход из строя длительностью более одних суток средств связи диспетчерских центров, центров управления сетями в сетевых организациях и объектов электроэнергетики;
угроза наводнения с подтоплением электрических подстанций, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
угроза иных стихийных бедствий;
наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о существенном повышении риска возникновения нарушения электроснабжения.
(п. 47.2 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)
47.3. При угрозе нарушения электроснабжения или возникновения аварийного электроэнергетического режима системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления) вправе принимать решения:
о запрете на проведение всех видов ремонта объектов электроэнергетики, за исключением случаев, когда такие виды ремонта вызваны необходимостью предотвращения аварийных ситуаций на генерирующих установках и других негативных последствий, способных привести к нарушению пределов их безопасной эксплуатации, и энергетических установок потребителей электрической энергии;
об экстренном введении в работу находящихся в плановом ремонте объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, а также отдельного оборудования объектов электроэнергетики;
об использовании перегрузочной способности линий электропередачи и оборудования на основании сведений о значениях, характеризующих текущую перегрузочную способность линий электропередачи и оборудования, а при отсутствии таких сведений - в пределах, установленных нормативными и техническими требованиями к оборудованию;
о применении ограничений или временных отключений электроснабжения потребителей электрической энергии в объемах, установленных решениями штаба по обеспечению безопасности электроснабжения и превышающих объемы, предусмотренные графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии.
(п. 47.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)
47.4. Решения системного оператора (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления), предусмотренные пунктом 47.3 настоящих Правил, подлежат согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения в случае, если они влекут угрозу повреждения оборудования, угрозу причинения материального ущерба или угрозу жизни и здоровью людей.
(п. 47.4 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)
47.5. Решения системного оператора (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления), предусмотренные пунктом 47.3 настоящих Правил, направляются (в письменной форме) в штаб по обеспечению безопасности электроснабжения для согласования в случаях, предусмотренных пунктом 47.4 настоящих Правил. Указанные решения должны содержать варианты мер, направленных на эффективное управление энергосистемой в условиях нарушения электроснабжения, а также описание возможных неблагоприятных последствий, риск возникновения которых связан с принятием и исполнением каждого из вариантов предложенных мер.
(п. 47.5 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)
47.6. В целях принятия решений о применении мер, предусмотренных пунктом 47.5 настоящих Правил, системный оператор (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления) вправе запрашивать у субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии необходимые сведения, в том числе сведения:
о значениях, характеризующих текущую перегрузочную способность электроэнергетического оборудования;
о возможности изменения параметров работы систем теплоснабжения;
о функционировании объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии с наибольшими отклонениями параметров функционирования от нормальных (допустимых) значений, определенных в соответствии с техническими регламентами и иными нормативными требованиями;
о параметрах работы энергетических установок потребителей электрической энергии, нагрузка которых превышает заявленную активную и (или) реактивную мощность;
о применении резервных источников электроснабжения исполнителями, осуществляющими оказание коммунальных услуг, а также о применении этих источников на объектах социальной сферы.
(п. 47.6 введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 86)