(Действующий) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:
организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;
организацию оказания экстренной помощи АС;
порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;
регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;
порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;
перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.
30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.
31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.
32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.
33. АЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.
34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.
35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.
36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:
систем обеспечения жизнедеятельности;
средств связи с участниками аварийного реагирования;
технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;
технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;
технической документации для всех блоков данной АС;
средств аварийного электроснабжения АЦ.
37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.
38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.
39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:
контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);
контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.
40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.
41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.
42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка").
43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации.
44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.
45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.
46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 22 и 23 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций"

Термины и определения

1. Аварийное реагирование - согласованные действия эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.
2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и техногенного происхождения, террористических актов или изменения технологических параметров АС.
3. Состояние "Аварийная готовность" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
4. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.
Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций"

Значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

Критерий для
Состояние
определения состояния
"Аварийная готовность"
"Аварийная обстановка"
Помещения постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа
10 мкЗв/ч
600 мкЗв/ч
Территория промплощадки и СЗЗ
2,5 мкЗв/ч
200 мкЗв/ч
Территория зоны наблюдения АС
0,1 мкЗв/ч*
20 мкЗв/ч
_____________________________
* Превышение естественного радиационного фона.