(Действующий) Положение Банка России от 5 ноября 2015 г. N 502-П "Отраслевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств и иного имущества, используемого при осуществлении операций по заключению договоров;
андеррайтинговые расходы фонда по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
13.5. Фонд определяет в учетной политике состав и классификацию аквизиционных расходов, порядок признания и списание на расходы фонда прямых и косвенных аквизиционных расходов.
13.6. Дата списания на расходы фонда прямых аквизиционных расходов должна соответствовать признанию взносов по соответствующим договорам об обязательном пенсионном страховании или договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
13.7. Косвенные аквизиционные расходы списываются на расходы фонда по мере того, как указанные расходы считаются понесенными.
13.8. Допускается капитализация прямых и косвенных аквизиционных расходов и признание соответствующего расхода по мере их амортизации.
13.9. Сумма аквизиционных расходов определяется соответствующим договором на оказание услуг.
13.10. В случае организации системы расчетов с контрагентами на основании предоплаты фонд сначала отражает авансы, а затем списывает их на расходы по мере заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Глава 14. Порядок бухгалтерского учета отложенных аквизиционных расходов

14.1. Отложенными аквизиционными расходами признается капитализированная часть аквизиционных расходов, понесенных фондом при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании или договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
14.2. Фонд определяет порядок учета отложенных аквизиционных расходов в учетной политике.
14.3. Фонд признает отложенные аквизиционные расходы с учетом следующих требований:
прямые затраты капитализируются, если они привели к заключению договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора об обязательном пенсионном страховании или расширению сферы действия по ранее заключенному договору негосударственного пенсионного обеспечения (в том числе увеличению количества участников по ранее заключенному договору негосударственного пенсионного обеспечения);
допускается капитализация косвенных затрат, если затраты привели к заключению или возобновлению договора, и если представляется возможным определить, какая часть затрат была понесена на заключение или возобновление договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора об обязательном пенсионном страховании. Капитализация прочих косвенных затрат не допускается.
14.4. Методы оценки величины отложенных аквизиционных расходов должны обеспечивать единообразный учет доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете фонда организации по договору негосударственного пенсионного обеспечения или договору об обязательном пенсионном страховании и должны быть определены в учетной политике фонда. При этом для оценки отложенных аквизиционных расходов рекомендуется применять предположения, аналогичные тем, которые используются для оценки обязательств по соответствующим договорам, тем самым обеспечивая эквивалентность доходов и расходов, признаваемых по договорам.
Отложенные аквизиционные расходы списываются на расходы фонда в течение срока действия договора об обязательном пенсионном страховании или договора негосударственного пенсионного обеспечения.
В случае неопределенности срока действия договоров негосударственного пенсионного обеспечения фонду необходимо применить профессиональное суждение, основанное, в том числе, на статистических данных сроков действия аналогичных договоров фонда для оценки периода признания доходов по таким договорам, и списывать отложенные аквизиционные расходы на расходы фонда в течение данного срока, чтобы обеспечить единообразный учет доходов и расходов.
14.5. Признание отложенных аквизиционных расходов прекращается по состоянию на наиболее раннюю из дат: дату прекращения соответствующего договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора об обязательном пенсионном страховании или дату назначения пенсии (то есть дату наступления пенсионных оснований, определенную в порядке, установленном Федеральным законом о страховых пенсиях) или в порядке, установленном пунктом 17.6 настоящего Положения. При этом сумма отложенных аквизиционных расходов по данному договору списывается в состав расходов.

Глава 15. Порядок учета подлежащего распределению на средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений результата размещения пенсионных резервов и результата инвестирования пенсионных накоплений

15.1. На основании соответствующего решения фонд должен провести распределение положительного (отрицательного) результата размещения пенсионных резервов, результата инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период на средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Распределение результата размещения пенсионных резервов, результата инвестирования средств пенсионных накоплений на индивидуальные счета участников и застрахованных лиц, солидарные счета вкладчиков и другие средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений производится соответствующим органом управления фонда. Распределение положительного (отрицательного) результата размещения пенсионных резервов, инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период подлежит отражению в отчетности за период, в котором получен результат размещения пенсионных резервов, результат инвестирования средств пенсионных накоплений и в том случае, если решение уполномоченного органа принято после отчетной даты.
15.2. В случае если фонд после даты выпуска бухгалтерской (финансовой) отчетности обнаружил ошибку, в соответствии с МСФО (IAS) 8 фонд должен ретроспективно корректировать существенные ошибки предыдущих периодов в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной к выпуску, после их обнаружения посредством:
пересчета сравнительных данных за представленные предыдущие периоды, в которых была допущена ошибка; или
пересчета начального сальдо активов, обязательств и капитала за самый ранний из представленных периодов, если ошибка была допущена до самого раннего из представленных периодов.

Глава 16. Порядок учета взносов в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов"

16.1. Фонд осуществляет расчет гарантийных взносов для перечисления в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в порядке, установленном Федеральным законом о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений. На сумму расчета гарантийных взносов фонд осуществляет бухгалтерские записи для начисления расходов и обязательств.
16.2. Источниками начисления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для фонда являются:
положительный результат инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах пенсионных накоплений;
при недостаточности или отсутствии положительного результата от инвестирования в отчетном году - собственные средства, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах собственных средств;
при недостаточности или отсутствии источников, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, - средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного фонда, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах пенсионных накоплений.

Раздел VI. Проведение проверки адекватности обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения

Глава 17. Порядок проведения проверки адекватности обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договора негосударственного пенсионного обеспечения

17.1. Фонд должен на конец каждого отчетного периода оценивать, являются ли суммы сформированных пенсионных резервов и пенсионных накоплений за вычетом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании или договорам негосударственного пенсионного обеспечения, созданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не отвечающих требованиям, предъявляемым к обязательствам, установленным настоящим Положением, адекватными, используя текущие расчетные оценки будущих поступлений и выплат денежных средств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании. Для этого фонд проводит проверку адекватности обязательств.
17.2. Проверка адекватности обязательств проводится фондом в отношении действующих на отчетную дату договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров негосударственного пенсионного обеспечения, классифицированных как страховые договоры и инвестиционные договоры с НВПДВ.
17.3. Проверка адекватности обязательств проводится фондом в отдельности по каждому из договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, действующих на отчетную дату.
17.4. В рамках проведения проверки адекватности обязательств фондом производится расчет приведенной стоимости всех будущих поступлений и выплат денежных средств, предусмотренных договором, включая:
будущие поступления в виде взносов и распределения фондом результатов размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
будущие выплаты пенсий, выкупных сумм, а также выплаты наследникам и правопреемникам;
сопутствующие поступления и выплаты денежных средств, таких как прямые расходы фонда по обслуживанию договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании;
поступления и выплаты денежных средств, возникающие по встроенным опционам, гарантиям и НВПДВ.
17.5. При проведении проверки адекватности обязательств:
полученная сумма обязательств должна отражать наилучшую расчетную оценку затрат, необходимых на конец отчетного периода для урегулирования существующего обязательства. Наилучшая расчетная оценка затрат, необходимых для урегулирования существующего обязательства, представляет собой сумму, которую фонду рационально затратить для погашения обязательства на конец отчетного периода или для передачи его третьему лицу в указанное время. Такая оценка, как правило, осуществляется на базе общепризнанных актуарных методов (в том числе, на базе методов, основанных на дисконтировании будущих денежных поступлений и выплат) и актуарных допущений, отражающих наиболее вероятное развитие событий в будущем, с учетом всей информации, доступной на дату проведения оценки;
формирование гипотез развития неопределенности и расчетная оценка ожидаемых финансовых последствий проводятся исходя из суждения руководства фонда, основанного на опыте осуществления аналогичных операций (статистике), и заключения независимых экспертов (актуариев). Рассматриваемые свидетельства должны включать любые дополнительные свидетельства, появившиеся благодаря событиям, имевшим место после окончания отчетного периода, но до даты выпуска бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда. При проведении проверки адекватности обязательств учитываются события после отчетной даты.
17.6. Если полученная в результате проведения проверки адекватности обязательств сумма будет больше балансовой величины сформированных пенсионных резервов и пенсионных накоплений по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения за вычетом пенсионных резервов и пенсионных накоплений, указанных в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Положения, и связанных с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами негосударственного пенсионного обеспечения отложенных затрат на приобретение и нематериальных активов, признанных в результате приобретения портфелей договоров об обязательном пенсионном страховании или договоров негосударственного пенсионного обеспечения, то на сумму разницы следует в первую очередь списать отложенные аквизиционные расходы (если формируются) и нематериальные активы, непосредственно связанные с договорами, в отношении которых проводилась проверка адекватности обязательств, далее оставшуюся сумму разницы следует признать в полном объеме в составе убытка. Если полученная в результате проведения проверки адекватности обязательств сумма окажется меньше балансовой величины пенсионных резервов и пенсионных накоплений по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании за вычетом пенсионных резервов и пенсионных накоплений, указанных в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Положения, связанных с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами негосударственного пенсионного обеспечения отложенных затрат на приобретение и нематериальных активов, то корректировка сумм пенсионных резервов либо, соответственно, пенсионных накоплений не производится, а величина обязательств будет равна балансовой величине пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
17.7. Допускается агрегация результатов проведения проверки адекватности обязательств и сравнение агрегированной величины с балансовой стоимостью обязательств по группе договоров, в случае если фонд имеет право использовать средства по одному из договоров группы для выполнения своих обязательств по другому договору группы. В случае назначения застрахованному лицу пожизненной выплаты накопительной пенсии его пенсионные накопления передаются в выплатной резерв и, при этом, могут быть использованы для выполнения фондом своих обязательств не только перед данным застрахованным лицом, но и перед другими застрахованными лицами, которым уже была назначена пожизненная выплата накопительной пенсии.
17.8. Методология проведения проверки адекватности обязательств допускает использование исключительно перспективного метода расчета приведенной стоимости денежных поступлений и выплат, который состоит в оценке разности современной стоимости предстоящих выплат и современной стоимости предстоящих поступлений в фонд по действующим по состоянию на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и об обязательном пенсионном страховании. При использовании перспективного метода предстоящие выплаты (в том числе, негосударственные пенсии, выкупные суммы, выплаты правопреемникам) и поступления (в том числе пенсионные взносы) должны учитывать ожидаемые денежные выплаты расходов, возникающие в течение срока действия договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании после отчетной даты и связанные с обслуживанием договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, действующих на отчетную дату, а также ожидаемые денежные поступления на покрытие таких выплат.
17.9. Необходимость учета предстоящих денежных выплат и ожидаемых поступлений на их покрытие следует из определения проверки адекватности обязательств, которое указывает на то, что должны учитываться все будущие поступления и выплаты денежных средств по действующим на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании, каких-либо изъятий (исключений) в отношении будущих денежных поступлений и выплат не предусматривается. Проверка адекватности обязательств без учета предстоящих денежных выплат и поступлений на их покрытие приведет к тому, что величина обязательств по действующим на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании будет представлять финансовое положение фонда недостоверно, так как не позволит формировать суждение о возможности фонда финансировать свои расходы в будущем.

Глава 18. Обременительные договоры

18.1. В целях настоящего Положения под обременительным договором понимается договор, для которого неизбежные затраты на выполнение обязательств по договору превышают ожидаемые от исполнения договора экономические выгоды.
На каждую отчетную дату фонд должен оценить не действующие на отчетную дату, но подписанные или каким-либо другим образом неизбежные для фонда договоры (договоры, которые фонд не может расторгнуть в одностороннем порядке) об обязательном пенсионном страховании или договоры негосударственного пенсионного обеспечения, на соответствие определению обременительного договора согласно МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы" (далее - МСФО (IAS) 37), введенному в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России N 160н*(5).
18.2. Примером неизбежного договора является подписанный, но не вступивший в силу на отчетную дату договор об обязательном пенсионном страховании (в том числе по причине отсутствия на отчетную дату такого договора в реестре, передаваемом фонду Пенсионным фондом Российской Федерации, или по причине отсутствия на отчетную дату взносов по такому договору), поскольку такой договор об обязательном пенсионном страховании не может быть расторгнут фондом в одностороннем порядке. При этом при проведении проверки адекватности обязательств по таким договорам необходимо учитывать требования абзаца второго пункта 17.5 настоящего Положения, согласно которому оценка обязательств проводится исходя из наиболее вероятного по оценке фонда развития событий в будущем. То есть если фонд, несмотря на неизбежность договора об обязательном пенсионном страховании, считает наиболее вероятным сценарий, по которому фонд не получит по такому договору какие-либо взносы, и, соответственно, у него не появятся обязательства осуществить выплаты, то какие-либо денежные поступления и выплаты по такому договору не учитываются при проведении проверки адекватности обязательств.