(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 февраля 2016 г. N 170...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В рамках Проектов по целевому обучению студенты обучаются по образовательным модулям, направленным на формирование конкретных компетенций, требуемых в организациях ОПК. Данный подход позволяет обеспечить оборонную отрасль высококвалифицированными кадрами и сократить время адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Для этого содержание образовательных модулей было в обязательном порядке согласовано с организацией-партнером ОПК. Также с целью повышения качества подготовки по образовательным модулям к их реализации активно привлекаются сотрудники организаций ОПК, проведено обучение по дополнительным профессиональным программам в форме стажировки более 400 преподавателей подведомственных организаций на базе организаций-партнеров.
Проекты по целевому обучению представляют собой комплекс мероприятий из следующих категорий:
разработка новых образовательных модулей с учетом потребностей организаций ОПК;
проведение профориентационной работы с целью повышения степени осведомленности абитуриентов и студентов подведомственных организаций и их мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК;
обучение профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций в форме стажировки на базе организаций ОПК.
Учитывая индивидуальность подготовки кадров для той или иной организации ОПК, подведомственные организации автономны в определении конкретного перечня мероприятий, реализуемых в рамках Проектов по целевому обучению.
По данным мониторинга Конкурса 2014 года, можно говорить о переломе системы отрицательного отбора студентов, поступающих в рамках целевого приема, и вовлечении наиболее успевающих студентов в практику целевого обучения для организаций ОПК. Так 42% участников Конкурса 2014 года поступали в подведомственные организации на общих основаниях и уже в процессе обучения заключили договоры о целевом обучении с организациями ОПК. Средний балл зимней сессии у студентов - участников Проектов по целевому обучению составил 4,1 балла. При этом средний балл более 4,5 имеет 32,6% участников.
Осуществление Проектов по целевому обучению также позволило расширить практику использования сетевых форм реализации образовательных программ. Так, 24% студентов, вовлеченных в реализацию Проектов по целевому обучению, прошли обучение с применением сетевых форм реализации образовательных программ.
Учитывая положительный эффект по итогам прошедших конкурсов, Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК. Разработанная ведомственная целевая программа "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах" (далее - Программа) является продолжением реализации государственной политики в области развития системы подготовки инженерно-технических кадров для ОПК.
При формировании объемных показателей Программы учитывалась кадровая потребность на 2016-2020 годы, заявленная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Госкорпорацией "Росатом" и Государственной корпорацией "Роскосмос", в подготовке кадров для организаций ОПК, которая легла в основу государственного плана.
Общая кадровая потребность организаций ОПК до 2020 года, согласно государственному плану, составляет 95 505 человек или около 19 000 человек в год. В настоящее время по результатам мониторинга реализации государственного плана уровень трудоустройства составляет 55%. Стратегия развития системы многоуровневого образования в ОПК до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 1893, содержит аналогичный показатель, зафиксированный на уровне 70%. Для достижения данного показателя необходима дополнительная подготовка ежегодно не менее 2850 человек в год.
Таким образом, принято решение о поддержке целевого обучения 3000 студентов, которую планируется осуществить по результатам Конкурсов 2016, 2017 и 2018 годов, проводимых в рамках Программы. Углубленная подготовка указанных студентов позволит повысить мотивацию выпускников к работе в организациях ОПК и, как следствие, обеспечить кадровую потребность таких организаций.
Комплексный подход к реализации Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по повышению качества подготовки научных и инженерно-технических кадров для организаций ОПК;
обеспечить получение профессорско-преподавательским составом подведомственных организаций актуальных компетенций, соответствующих запросам организаций ОПК;
повысить степень информированности и мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК среди абитуриентов и студентов;
обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.
Реализация Программы направлена на достижение целей и задач Государственной программы и способствует выполнению следующих её индикаторов:
численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов;
численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов.

II. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является углубленная подготовка 9000 студентов подведомственных организаций по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) на основе внедрения адаптивной системы целевого практико-ориентированного развития компетенций студентов в рамках сетевого и кластерного взаимодействия этих организаций с организациями ОПК.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
совершенствование системы подготовки кадров для организаций ОПК на основе расширения практики реализации образовательных программ среднего профессионального (программ подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках целевого обучения в интересах организаций ОПК;
проведение профориентационной работы с целью повышения степени осведомленности абитуриентов и студентов подведомственных организаций и их мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК;
обучение профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций в форме стажировки на базе организаций ОПК.
Особенностями Программы являются:
отбор для участия в Программе студентов на завершающихся стадиях обучения по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры (последние 2 года обучения) по очной форме;
ориентация на практикоориентированность и индивидуальность целевого обучения студентов в интересах организаций ОПК посредством формирования индивидуальных образовательных траекторий, применения сетевых форм реализации образовательных программ и современных образовательных технологий;
ориентация на текущие и перспективные потребности организаций ОПК в высококвалифицированных кадрах с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
стимулирование взаимодействия подведомственных организаций с организациями ОПК в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки и специальностям на основе развития государственно-частного партнерства;
поддержка лучших программ подготовки кадров, реализуемых подведомственными организациями, по заказам профильных организаций ОПК и в сотрудничестве с ними;
ориентирование подготовки кадров на развитие компетенций, обеспечивающих решение проектно-конструкторских, технологических, научно-исследовательских и производственных задач, включая соответствующие виды практик.

III. Ожидаемые результаты реализации Программы, целевые индикаторы и показатели

Ожидаемые результаты реализации Программы:
Углубленная подготовка 9000 студентов подведомственных организаций по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК и успешно завершивших обучение;
поддержка долгосрочного системного взаимодействия подведомственных организаций и организаций ОПК в рамках региональных кластеров.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов;
численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов;
уровень освоения образовательной программы выпускниками подведомственных организаций, обучавшимися по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключившими договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов, характеризуемый средним арифметическим значением оценок в соответствии с приложением к диплому;
доля обучавшихся в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов, трудоустроившихся после окончания обучения в соответствии с договором о целевом обучении с организациями ОПК в течение полугода с момента успешного завершения обучения;
количество образовательных модулей, разработанных в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов;
доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации в форме стажировки, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных модулей, в рамках ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016-2020 годов.
При реализации ведомственного мониторинга трудоустройства выпускников, обучавшихся в рамках государственного плана было определено, что в среднем доля выпускников, трудоустроившихся в течение полугода с момента завершения обучения, не превышает 50%.
Нормами действовавшего до 1 сентября 2013 г. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" не предусматривались такие существенные условия целевой подготовки, как обязательное трудоустройство в организацию, направившую на обучение в рамках целевого приема. В свою очередь, нормы статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) закрепляют обязательства по трудоустройству после целевого обучения. При этом договоры о целевом обучении содержат положения, в случае наступления которых обязательства по трудоустройству выпускника не подлежат исполнению. Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрена система штрафов в случае невыполнения обязательств по трудоустройству.
Также реализация Программы позволит повысить уровень взаимной заинтересованности между выпускниками - участниками Программы и организациями-работодателями.
Учитывая, что поддержка Проектов по целевому обучению осуществляется в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными организациями (далее - государственное задание), допускается отклонение от установленных показателей, в пределах которого государственное задание считается выполненным (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640). Соглашениями, заключаемыми с подведомственными организациями на выполнение государственного задания, указанное отклонение зафиксировано на уровне 10%.
Таким образом, по результатам реализации Программы возможно достичь уровня трудоустройства выпускников в 90%.
Таблица. 1. Целевые индикаторы: