(Действующий) Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".
2. Министерству образования и науки Российской Федерации до 1 ноября 2013 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" и проект правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
21 мая 2013 г.
N 426

Федеральная целевая программа
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426)

Паспорт
федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"

Наименование Программы
-
федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"
Основание для разработки Программы
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 736-р
Государственный заказчик Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный заказчик - координатор Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основной разработчик Программы
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основная цель Программы
-
формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок
Основные задачи Программы
-
поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований;обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации;обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок;обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
-
прирост числа публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах на 7,6 тыс. единиц;прирост числа патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок на 3 тыс. единиц;
снижение среднего возраста исследователей - участников Программы к 2020 году до 43 лет;рост доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы до 35 процентов;прирост количества новых рабочих мест на 900 единиц;
привлечение внебюджетных средств в размере 41,4 млрд рублей;
дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в размере 163,1 млрд рублей
Срок и этапы реализации Программы
-
2014-2020 годы, в том числе:I этап - 2014-2017 годы;II этап - 2018-2020 годы
Объем и источники финансирования Программы
-
всего на 2014-2020 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 232369,09 млн рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 190988,894 млн рублей, из нихна прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения - 123363,93 млн рублей,капитальные вложения - 28612,403 млн рублей,прочие нужды - 39012,562 млн рублей;за счет средств внебюджетных источников - 41380,195 млн рублей.Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
формирование системы приоритетов развития научно-технологической сферы, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации;концентрация на приоритетных направлениях кадровых и материальных ресурсов;получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики;расширение масштаба и тематического охвата выполняемых прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и развитие форм их поддержки;увеличение объема полученных в рамках Программы результатов исследований и разработок, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора в отраслях экономики;эффективная интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций;увеличение количества пользователей и повышение интенсивности использования объектов инфраструктуры для обеспечения передового уровня исследований и разработок, интеграция объектов инфраструктуры в систему приоритетов развития научно-технологической сферы;формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;улучшение качества кадрового состава научных организаций, выполняющих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современная экономическая ситуация в мире требует опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок ("чистая" энергетика, персонифицированная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных результатов.
Основной проблемой, препятствующей достижению мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособность Российской Федерации на приоритетных научно-технологических направлениях, является несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, требующих разрешения, в том числе:
возрастание разрыва между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок;
недостаточно активное участие промышленных компаний, включая компании с государственным участием, и инвестиционных институтов в финансировании прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий;
отсутствие системного планирования и координации прикладных исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетных средств;
наличие ограничений используемых инструментов государственной поддержки исследований и разработок, препятствующих их наиболее эффективному выполнению, в том числе получению качественно новых, прорывных результатов;
недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе вследствие недостатка реальной продуктивной конкуренции между научными коллективами при распределении средств на проведение перспективных исследований и разработок, недостаточной результативности проводимых исследований и разработок (в том числе по показателям публикационной активности, цитируемости, патентной активности);
недостаточный уровень интегрированности российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему при выраженной неравномерности развития научно-технического сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами мира;
недостаточная отлаженность механизмов координации развития и использования объектов инфраструктуры со стратегическими направлениями деятельности сектора исследований и разработок, в том числе для решения комплексных задач.
За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопившихся в сфере исследований и разработок в 1990-е годы в период кризисного развития.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая является основополагающим документом, определяющим стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), в которой предусмотрена задача восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене, а также формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
В указанных документах заложены основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций.
Одним из целевых ориентиров, заданных Стратегией инновационного развития, является достижение к 2020 году относительного показателя доли внутренних затрат на исследования и разработки в размере 3 процентов валового внутреннего продукта.
Однако только увеличение финансирования российской науки, в том числе сектора исследований и разработок, не способно гарантировать повышение ее эффективности и конкурентоспособности, выполнение задач по поддержке технологической модернизации российской экономики. Необходимо сочетание мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок. Указанные проблемы требуют программного решения на федеральном уровне.
Получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики, является необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития отраслей экономики. При отсутствии системной поддержки становится значительной вероятность развития событий по негативному сценарию, который характеризуется консервацией нынешнего состояния в государственном секторе исследований и разработок, сохранением низкого уровня эффективности использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в прикладных научных исследованиях и экспериментальных разработках, нарастанием разрыва между спросом на инновации со стороны отраслей экономики и их предложением со стороны сектора исследований и разработок.
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (далее - Программа) обеспечивает программно-целевой подход к решению указанных проблем.
Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения указанных задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты - со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать катализатором развития тех или иных направлений.
Достигнутые в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и расширения числа направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах.
Результаты реализации Программы могут быть широко использованы в реальном секторе экономики Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики Российской Федерации и оказывают влияние на качественные характеристики экономического роста страны.
Реализация Программы позволит сконцентрироваться на решении ключевых проблем развития сектора исследований и разработок за счет того, что система задач и мероприятий Программы сформирована с учетом и в развитие направлений совершенствования государственной политики.
Совокупность, с одной стороны, актуальных проблем развития сектора исследований и разработок, с другой - принципиальных изменений, происходящих в данном секторе и условиях его функционирования, обусловливает необходимость корректировки государственной политики в научно-технологической сфере по следующим базовым направлениям:
ускоренное развитие потенциала прикладной науки, обеспечение эффективного влияния глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок на кадровое и технологическое оснащение отраслей экономики;
формирование системы приоритетов и механизмов ее реализации для научно-технологических прорывов по отдельным приоритетным направлениям, создающих основу для обеспечения технологического превосходства отдельных отраслей экономики (как традиционных, так и формирующихся), а также повышения технологической восприимчивости экономики к новым глобальным технологическим сдвигам;
формирование единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, позволяющей выполнять комплексные проекты национального масштаба, создание механизмов его регулирования и координированного развития.
Таким образом, сферой ответственности Программы является поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований, а также создание единой инфраструктуры сектора исследований и разработок, регулирование и координация его развития.
В рамках Программы поддерживаются прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов заинтересованных профильных организаций (потребителя результатов работ), в том числе уполномоченных федеральными органами исполнительной власти. Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, при этом не менее 20 процентов объема внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту. Потребитель результата также принимает на себя обязательство по обеспечению дальнейшего использования результатов работ (коммерциализации). В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т.п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов.
Выполняемые в рамках Программы прикладные научные исследования и экспериментальные разработки могут включать разработку, изготовление и испытание экспериментальных и (или) опытных образцов (макетов, моделей) новой продукции, исследование особенностей их функционирования и применения, разработку технического предложения, эскизного и технического проектов, разработку и аттестацию стендов, разработку нормативно-технической, эскизной и (или) рабочей технической (конструкторской, программной, технологической) документации, проведение предварительных и приемочных испытаний опытных образцов новой продукции и технологических процессов.

II. Основная цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

Основной целью Программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований;
обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации;
обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;