Действующий
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 305 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы"
В целях обеспечения условий для развития в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной промышленности Правительство Российской Федерации постановляет:
государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы.
1. Утвердить прилагаемую
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящем постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
на 2013 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 305)
Паспорт
государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
на 2013-2020 годы
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации,Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,Министерство здравоохранения Российской Федерации,федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова",Федеральная антимонопольная служба, Федеральное медико-биологическое агентство |
Подпрограммы программы (в том числе федеральные целевые программы) | - | подпрограмма 1 "Развитие производства лекарственных средств";подпрограмма 2 "Развитие производства медицинских изделий";подпрограмма 3 "Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий";федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
Цель Программы | - | создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня |
Задачи Программы | - | формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;развитие производства инновационных лекарственных средств и медицинских изделий |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской и фармацевтической промышленности (накопленным итогом);увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года;объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий;доля организаций, осуществивших технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности;объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции;объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий (в денежном выражении) за счет коммерциализации созданных технологий;доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемых российскими производителями; | индекс производительности труда к предыдущему году
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2013 - 2020 годы, в том числе:I этап - 2013 - 2015 годы;II этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 92167506 тыс. рублей, в том числе:на 2013 год - 13928464 тыс. рублей;на 2014 год - 14421019,6 тыс. рублей;на 2015 год - 12861382,9 тыс. рублей;на 2016 год - 16329756,5 тыс. рублей;на 2017 год - 14705241,5 тыс. рублей;на 2018 год - 14705241,5 тыс. рублей;на 2019 год - 4554900 тыс. рублей;на 2020 год - 661500 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года;увеличение к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году;увеличение к 2020 году до 50 процентов доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);увеличение к 2020 году до 40 процентов доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);увеличение к 2020 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 105 млрд. рублей;увеличение к 2020 году до 50 процентов доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;достижение к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств на товарные знаки, количества регистрации лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав; | увеличение индекса производительности труда к предыдущему году
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Цель подпрограммы | - | организация производства воспроизведенных и инновационных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний |
Задачи подпрограммы | - | разработка воспроизведенных и инновационных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;разработка технологий и запуск производства инновационных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);объем экспорта лекарственных средств;объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства лекарственных средств;создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в фармацевтической промышленности (накопленным итогом);индекс производства лекарственных средств в денежном выражении |
Сроки реализации подпрограммы | - | 2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 17406239,4 тыс. рублей, в том числе:на 2015 год - 920830,1 тыс. рублей;на 2016 год - 5199209,3 тыс. рублей;на 2017 год - 4482600 тыс. рублей;на 2018 год - 5303600 тыс. рублей;на 2019 год - 1500000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | организация производства лекарственных средств с мощностью выпуска 2120000 упаковок в год;выпуск 5 наименований инновационных лекарственных средств;выпуск опытно-промышленных партий 12 инновационных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний; | регистрация и вывод на рынок 131 воспроизведенного лекарственного препарата по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Федеральное медико-биологическое агентство |
Цели подпрограммы | - | организация производства высокотехнологичных медицинских изделий |
Задачи подпрограммы | - | разработка технологий и организация производства инновационных и импортозамещающих медицинских изделий;развитие производственных мощностей российских предприятий и организация выпуска медицинских изделий, представленных на территории Российской Федерации |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);объем экспорта медицинских изделий;объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства медицинских изделий;создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом);индекс производства медицинских изделий в денежном выражении |
Сроки реализации подпрограммы | - | 2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 2194893,4 тыс. рублей, в том числе:на 2015 год - 444479,4 тыс. рублей;на 2016 год - 1750414 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | выпуск на рынок 2 препаратов для позитронно-эмиссионной томографии и 4 радиофармпрепаратов для терапии онкологических заболеваний;организация и запуск производства медицинских изделий для каскадной фильтрации плазмы и других методов экстракорпоральной гемокоррекции;выпуск 2700 комплексов медицинских изделий для каскадной фильтрации плазмы крови;выпуск 420000 одноразовых комплектов для процедур фильтрации плазмы крови |
Паспорт
подпрограммы 3 "Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий"
Ответственный исполнитель подпрограммы(соисполнитель Программы) | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Федеральная антимонопольная служба,Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Цель подпрограммы | - | гармонизация нормативных правовых актов Российской Федерации с международными стандартами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий |
Задачи подпрограммы | - | завершение формирования системного нормативно-правового регулирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество законодательных и иных правовых актов, разработанных и принятых в ходе выполнения Программы |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013-2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 0 рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | установление нормативно-правового регулирования, обеспечивающего: стимулирование инновационной активности;повышение качества и безопасности фармацевтической и медицинской продукции; приоритетное развитие отечественных отраслей фармацевтической и медицинской промышленности;последовательную дальнейшую интеграцию отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в систему международного разделения труда |
Паспорт
федеральной целевой программы
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. N 1660-р |
Государственный заказчик-координатор | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Государственные заказчики | - | Министерство здравоохранения Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации,федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова",Федеральное медико-биологическое агентство,Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом",Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения |
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Цель Программы | - | переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития |
Задачи Программы | - | технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования, создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;кадровое обеспечение перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий;объем производства отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных передовых технологий;объем производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов за счет коммерциализации созданных технологий;объем производства современных отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных технологий;объем производства инновационных лекарственных средств за счет коммерциализации созданных передовых технологий;объем производства инновационных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий;доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемых российскими производителями;объем экспорта фармацевтической продукции;объем экспорта медицинских изделий;объем привлеченных внебюджетных средств;количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства;количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства;количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня;количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня;количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку;коэффициент бюджетной эффективности |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2011 - 2020 годы, в том числе:I этап - 2011 - 2015 годы;II этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 72566373,2 тыс. рублей, в том числе:на 2013 год - 13928464 тыс. рублей;на 2014 год - 14421019,6 тыс. рублей;на 2015 год - 11496073,4 тыс. рублей;на 2016 год - 9380133,2 тыс. рублей;на 2017 год - 10222641,5 тыс. рублей;на 2018 год - 9401641,5 тыс. рублей;на 2019 год - 3054900 тыс. рублей;на 2020 год - 661500 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | прирост валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы - 0,03 процентного пункта;количество созданных высокотехнологичных рабочих мест - 10000;чистый дисконтированный доход в 2020 году - 62424 млн. рублей;срок окупаемости инвестиций по чистой прибыли организации - 6,3 года;индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистой прибыли - 1,45;уровень безубыточности - 0,64;налоги и иные обязательные платежи, поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом дисконтирования, - 148700 млн. рублей;чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект нарастающим итогом) - 67573 млн. рублей;индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 2,4;удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) - 0,65;срок окупаемости бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 1,2 года |
I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в области развития фармацевтической и медицинской промышленности
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, на сегодняшний день к приоритетам государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности относятся:
софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке отечественными компаниями лекарственных средств и медицинских изделий, наиболее востребованных системой здравоохранения;
создание на территории Российской Федерации инновационных территориальных кластеров, осуществляющих исследования и выпуск инновационной продукции;
содействие технологическому перевооружению производств (в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета).
В течение последних 3 лет было существенно модернизировано законодательство Российской Федерации, разработаны и приняты акты в целях технологического и инвестиционного развития отрасли. В частности, федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 "О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", предусматривает мероприятия по поддержке международного сотрудничества, в том числе по софинансированию организации производства современных лекарственных препаратов и разработки инновационных лекарственных средств в кооперации с международными производителями.
Целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, является переход к 2020 году экономики России, в том числе фармацевтической и медицинской промышленности, на инновационный путь развития.
Инновационный вариант развития является базовым для реализации федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска инновационного цикла в этих отраслях за счет средств федерального бюджета с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий.
В целом с учетом длительности технологических циклов разработок в фармацевтической и медицинской промышленности этот сценарий представляется реалистичным в длительной перспективе (до 10 - 15 лет) с учетом того, что к концу этого периода инновационная продукция будет создана только в отдельных продуктовых сегментах.
Целью Программы является создание отечественной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
Целью долгосрочной государственной политики России в области фармацевтической и медицинской промышленности является максимально эффективное использование научных разработок и инноваций в области медицины и фармацевтики для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.
изменение структуры и масштабов производства лекарственных средств и медицинских изделий в Российской Федерации;
интеграция в мировую инновационную систему рыночного производства и потребления лекарственных средств и медицинских изделий.
Развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в рамках указанных направлений позволит обеспечить решение задач в области обеспечения высоких стандартов жизни граждан Российской Федерации, приоритетов безопасности Российской Федерации и в целом будет содействовать устойчивому росту экономики страны. Достижение цели Программы обеспечивается за счет решения ее задач.
формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности;
Решение указанных задач осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" предусмотрено мероприятие "Развитие материально-технической базы высших учебных заведений и научных организаций, осуществляющих прикладные исследования и разработки в области создания инновационных лекарственных средств и медицинских изделий", в рамках которого в том числе запланировано строительство и оснащение новых производственных участков на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций с целью создания инновационных внедренческих центров в области разработки лекарственных средств нового поколения и медицинского приборостроения, включающих научно-исследовательскую базу, образовательную базу, центры трансфера технологий и опытно-промышленное производство, в том числе в рамках кластерной инфраструктуры.
Предполагается, что на базе указанных центров будут сформированы инновационные кластеры. При этом ключевая роль в их развитии в рамках реализации Программы отводится органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые на условиях государственно-частного партнерства должны обеспечить создание инфраструктуры (лабораторной, сервисной, информационной, венчурной), ориентированной на снижение издержек компаний по созданию новых лекарственных средств и медицинской техники, а также эффективно выстроить взаимоотношения глобальных и местных компаний фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с этим субъектами Российской Федерации должны быть определены меры государственной поддержки регионального и муниципального уровней (льготы по региональным и местным налогам, региональные системы льгот и преференций, системы консультаций и услуг для предприятий - резидентов создаваемых кластеров).