Действующий
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Челябинской области зарегистрировано более 400 туристских фирм, большинство из которых специализируется на выездном туризме.
В 2012 году туристскими фирмами Челябинской области отправлено за границу 102,3 тыс. человек. Из всех обслуженных туристов в туры по России отправилось 39 тыс. человек, в Челябинской области принято 94 тыс. человек. Большое количество туристов путешествуют самостоятельно, не прибегая к услугам туристических компаний, этому способствует наличие в Челябинской области большого количества водоемов и лесных массивов.
На развитие внутреннего туризма ориентировано примерно 15 процентов туристских фирм Челябинской области. В 2013 году они сотрудничали с коллегами из 20 регионов Российской Федерации. Наиболее популярными направлениями выезда туристов из Челябинской области являются Краснодарский край, Башкортостан, Пермский край, Тюменская область, город Москва, город Санкт-Петербург, город Екатеринбург.
Лишь несколько туристских фирм специализируются на предложении туристского продукта Челябинской области. В Челябинскую область приезжают туристы из Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областей, Республики Башкортостан, Пермского края, городов Москвы, Санкт-Петербурга.
К наиболее значимым проблемам туризма, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;
высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
неблагоприятный имидж Челябинской области;
отсутствие системы мониторинга состояния туристской отрасли;
отсутствие единой системы туристской индустрии Челябинской области, формирующей туристические потоки.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы", направленной на создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности.

Раздел II. Основная цель и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является создание благоприятных экономических условий в Челябинской области для дальнейшего устойчивого развития туризма и формирования благоприятного имиджа Челябинской области.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) развитие инфраструктуры и материальной базы учреждений в сфере туризма с целью формирования эффективного механизма управления;
2) информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли;
3) продвижение туристских возможностей Челябинской области на российском и международном рынках.
Реализация вышеуказанной цели будет обеспечена путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, муниципальных органов власти Челябинской области, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
В соответствии с установленными целевыми ориентирами в сфере туризма для оценки хода реализации мероприятий и степени решения поставленных задач в подпрограмме используются следующие индикативные показатели:
численность граждан Российской Федерации, размещенных в КСР;
численность иностранных граждан, прибывших в Челябинскую область;
количество муниципальных районов и городских округов Челябинской области, утвердивших программы развития в сфере туризма;
объем платных туристских услуг;
объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения;
количество новых туристско-экскурсионных маршрутов;
количество мероприятий, проведенных с целью информационного обеспечения туризма на территории Челябинской области (информационные туры, презентации);
количество проведенных выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, форумов.
Сведения об индикативных показателях подпрограммы приведены в приложении 1 к государственной программе.

Раздел III. Сроки и этапы реализации подпрограммы

Для достижения цели подпрограммы необходимо выполнение задач по развитию инфраструктуры и материальной базы учреждений в сфере туризма, информационному, инновационному и методическому обеспечению туристской отрасли, продвижению туристских возможностей Челябинской области на российском и международном рынках, для чего подпрограммой предусмотрены мероприятия, которые будут проведены в 2015-2017 годах в три этапа.
На первом этапе (2015 год) будут определены правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации подпрограммы, в том числе проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала Челябинской области, развитию инфраструктуры и материальной базы туризма, созданию интерактивного информационно-туристического портала.
Второй этап (2016 год) реализации подпрограммы ориентирован на внедрение инноваций, обеспечивающих выход на современные стандарты качества туристских услуг, модернизацию и развитие туристской инфраструктуры, создание условий для развития туристско-рекреационных кластеров.
На третьем этапе (2017 год) будут продолжены внедрение инноваций и модернизация сферы туризма, в полной мере будут проводиться мониторинг, контроль и оценка их эффективности, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации подпрограммы.
Прекращение реализации мероприятий подпрограммы осуществляется в случаях прекращения финансирования подпрограммы или необоснованного недостижения индикативных показателей подпрограммы.

Раздел IV. Система мероприятий подпрограммы

Система мероприятий подпрограммы представлена в приложении 2 к государственной программе.

Раздел V. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Ресурсное обеспечение подпрограммы по годам реализации приведено в таблице 1.
Таблица 1
Наименование подпрограммы
Источник финансирования
Ресурсное обеспечение, тыс. рублей
2015 год
2016 год
2017 год
всего
Подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма
на 2015-2017 годы"
всего,
в том числе:
20497,01
17683,0
17 683,0
55863,01
областной бюджет
20497,01
17683,0
17 683,0
55863,01

Раздел VI. Организация управления и механизм выполнения мероприятий подпрограммы

Ответственный исполнитель подпрограммы:
1) организует реализацию подпрограммы и несет ответственность за достижение индикативных показателей подпрограммы и конечных результатов ее реализации, а также за эффективное использование бюджетных средств;
2) представляет по запросу Министерства экономического развития Челябинской области сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации подпрограммы;
3) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Челябинской области;
4) проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителями;