Действующий
Целевые индикаторы:
1) количество объектов культурного наследия, находящихся в собственности Челябинской области, в пользовании областных учреждений культуры, на которых проведены мероприятия по сохранению за счет средств бюджета Челябинской области, - 16 объектов за 3 года (2015 год - 6 объектов; 2016 год - 5 объектов; 2017 год - 5 объектов) в соответствии с запланированным финансированием из бюджета Челябинской области на соответствующий финансовый год.
Работы по сохранению объектов культурного наследия - работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы.
Индикатор определяется в соответствии с заявками пользователей объектов культурного наследия о потребностях на проведение работ по сохранению объектов, поданными в Министерство культуры Челябинской области, и утвержденным финансированием из бюджета Челябинской области на проведение данных работ.
Выполнение индикатора определяется ежегодно по результатам проверки наличия в Министерстве культуры Челябинской области одного из следующих документов по каждому из объектов, на которые было выделено финансирование:
при финансировании проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия - акт приемки выполненных работ, подготовленный при участии Министерства культуры Челябинской области, представителя собственника (пользователя) объекта, заказчика работ, организации, выполняющей производственные работы, и других заинтересованных лиц;
при финансировании разработки проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - представленная в Министерство культуры Челябинской области на согласование проектно-сметная (научно-исследовательская) документация, подготовленная в соответствии с действующим законодательством;
2) количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по государственной охране, - 240 объектов за 3 года, по 80 объектов в год в соответствии с запланированным финансированием из бюджета Челябинской области на соответствующий финансовый год.
Мероприятия по государственной охране включают в себя мониторинг объектов культурного наследия, государственный учет объектов культурного наследия и иные мероприятия по обеспечению физической сохранности объектов культурного наследия.
Выполнение индикатора определяется по результатам проверки наличия в Министерстве культуры Челябинской области в конце текущего года следующих документов, подтверждающих проведение мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия:
акт осмотра объекта культурного наследия (при проведении мониторинга объектов культурного наследия);
материалы, обосновывающие включение объекта недвижимости в список выявленных объектов культурного наследия;
акт государственной историко-культурной экспертизы (при включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
иные документы, подтверждающие проведение мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
20. Достижение индикаторов подпрограммы позволит:
1) увеличить количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по государственной охране;
2) увеличить количество объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии.
21. Основные внешние факторы, которые могут негативно повлиять на достижение целевых показателей:
1) выделение из бюджета Челябинской области финансирования на выполнение мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия не в полном объеме;
2) выделение финансирования из бюджета Челябинской области в сроки, не позволяющие выполнить мероприятия по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в полном объеме;
3) неисполнение заказчиком (пользователем объекта культурного наследия) мероприятий по сохранению объекта культурного наследия.
Методика оценки эффективности подпрограммы представляет собой алгоритм оценки в процессе (по годам реализации подпрограммы) и по итогам реализации подпрограммы в целом исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям.
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правительством Челябинской области.
Приложение 8
к государственной программе
Челябинской области
"Развитие культуры и туризма в
Челябинской области на 2015-2017 годы"

Подпрограмма
"Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы"

Паспорт
подпрограммы "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы"

Ответственный исполнительподпрограммы
-
Министерство культуры Челябинской области (далее именуется - Минкультуры)
Соисполнителиподпрограммы
-
областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр развития туризма Челябинской области" (далее именуется - ЦРТ) (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" (далее именуется - Аркаим) (по согласованию)
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Цель подпрограммы
-
создание благоприятных экономических условий в Челябинской области для дальнейшего устойчивого развития туризма и формирования благоприятного имиджа Челябинской области
Задачи подпрограммы
-
развитие инфраструктуры и материальной базы учреждений в сфере туризма с целью формирования эффективного механизма управления;информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли;продвижение туристских возможностей Челябинской области на российском и международном рынках
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. человек);численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Челябинской области (человек);количество муниципальных районов и городских округов Челябинской области, утвердивших программы развития в сфере туризма (единиц);объем платных туристских услуг (тыс. рублей);объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (тыс. рублей);количество новых туристско-экскурсионных маршрутов (единиц);количество мероприятий, проведенных с целью информационного обеспечения туризма на территории Челябинской области (информационные туры, презентации) (единиц);количество проведенных выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, форумов (единиц)
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
государственная программа реализуется в 2015-2017 годах в три этапа:I этап - 2015 год;II этап - 2016 год;III этап - 2017 год
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
-
общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы составляет 55 863,01 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 55 863,01 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году - 20 497,01 тыс. рублей;в 2016 году - 17 683,0 тыс. рублей;в 2017 году - 17 683,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
увеличение численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, до 857,9 тыс. человек в 2017 году;увеличение численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Челябинской области, до 51 015 человек в 2017 году;увеличение количества муниципальных районов и городских округов Челябинской области, утвердивших программы развития в сфере туризма, на 9 единиц;увеличение объема платных туристских услуг до 5 819 500 тыс. рублей в 2017 году;увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения, до 2 320 911 тыс. рублей в 2017 году;увеличение количества новых туристско-экскурсионных маршрутов на 14 единиц, в том числе:2015 год - 4;2016 год - 5;2017 год - 5;увеличение количества мероприятий, проведенных с целью информационного обеспечения туризма на территории Челябинской области (информационные туры, презентации), на 12 единиц, в том числе:2015 год - 4;2016 год - 4;2017 год - 4;увеличение количества проведенных выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, форумов на 6 единиц, в том числе:2015 год - 2;2016 год - 2;2017 год - 2

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Подпрограмма "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2015-2017 годы" направлена на повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма, развитие туризма как эффективного воспитательного средства приобщения граждан к национальному культурному и природному наследию.
Настоящая подпрограмма разработана на основании положений, содержащихся в Законе Челябинской области от 27.03.2008 г. N 252-ЗО "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области".
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития государства является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей являются одной из важнейших задач государства, необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
На сегодняшний день Челябинская область обладает всеми необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Базисными факторами являются благоприятные природно-климатические условия, историческое и культурное наследие, высокий уровень экономики, инвестиционная привлекательность, удобное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, достаточное количество мероприятий областного, всероссийского, международного значения, развитая деловая инфраструктура, индустрия развлечений и гостеприимства, наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры в туристической отрасли. Во многих районах Челябинской области существует широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.
В Челябинской области насчитывается более двух тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, из них 764 объектам присвоен статус памятника истории и культуры.
Особой гордостью является уникальный природно-ландшафтный комплекс - живописные горы и озера, лесные массивы, карстовые пещеры и природные целебные источники. В Челябинской области 165 особо охраняемых территорий, в том числе Ильменский заповедник, национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль" (их площадь составляет 2 процента от общей территории Челябинской области). Спелеологами учтено более 390 пещер, общая длина которых составляет 27,2 километра, а общая глубина - 3,2 километра. Тридцать уникальных по различным признакам пещер и карстовых форм объявлено памятниками природы.
Наиболее многочисленным видом являются объекты археологического наследия, которые выделяются большим количеством редких для территории России, зрелищных и высокоинформативных памятников: многочисленные стоянки человека каменного века, Аркаим и "Страна городов", Игнатиевская пещера с рисунками эпохи палеолита, достопримечательное место "Остров Веры", Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Большеаллакский археологический комплекс, погребальный комплекс "Кесене", древние писаницы на реках Уфа, Ай, Юрюзань.
Все более привлекательными для туристских групп становятся места раскопок археологов: сарматские курганы в Агаповском и Увельском районах, памятники "аркаимского" времени в Пластовском и Кизильском районах. В последние годы заметно увеличился поток туристов в Аркаим - до 30 тыс. человек в год - благодаря развитию экскурсионной работы с памятниками - показу научных артефактов, музеефицированных раскопов, экспозиций, реконструированных объектов древности.
В живописных природных ландшафтах горной зоны Челябинской области в окружении лесов и озер расположены курорты федерального и областного значения "Увильды" и "Кисегач". Курорт "Кисегач" включает в себя 40 оздоровительных организаций, в том числе санатории "Еловое", "Кисегач", "Сосновая горка", "УралВО" и другие. Кроме этих курортов на территории Челябинской области находятся санатории "Солнечный", "Урал", "Дальняя дача", "Сунгуль", "Жемчужина Урала", а также Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с лечением "Карагайский бор", пансионат "Тургояк". Также в Челябинской области функционирует Центр реабилитации пострадавших от радиации.
Выгодное географическое положение Челябинской области создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Всего в Челябинской области насчитывается 15 горнолыжных комплексов. Наиболее крупными являются "Аджигардак", "Завьялиха", "Солнечная долина", "Евразия". Они отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов.
Большой интерес представляет Южный Урал для распространения активного туризма. Бурно развиваются горный туризм, спелеотуризм, горнолыжный спорт, водный туризм, дайвинг, парусный спорт.
Об объемах и динамике внутреннего туристского потока можно судить по количеству граждан Российской Федерации, принятых в коллективных средствах размещения Челябинской области, а именно 736,7 тыс. человек.
Обслуживание отдыхающих и туристов на территории Челябинской области в 2012 году обеспечивали гостиницы и иные коллективные средства размещения в количестве 153 единиц (далее именуются - КСР), 145 специализированных средств размещения с общим номерным фондом 32 230 мест, из них номерной фонд предприятий гостиничного типа составляет 9484 места. Услугами по размещению в 2012 году воспользовались более 772990 человек, из них граждан Российской Федерации 740380 человек, из них детей 80700 человек.
В настоящее время в Челябинской области только ограниченное количество гостиниц отвечает современному уровню гостиничного сервиса. Рынок гостиничных услуг характеризуется недостаточным уровнем конкуренции. Каждая гостиница ориентирована на определенную целевую группу, что позволяет ей обеспечивать определенный уровень заполняемости. В то же время подобная ситуация не может способствовать улучшению качества оказываемых услуг и развитию материальной базы.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Челябинской области зарегистрировано более 400 туристских фирм, большинство из которых специализируется на выездном туризме.
В 2012 году туристскими фирмами Челябинской области отправлено за границу 102,3 тыс. человек. Из всех обслуженных туристов в туры по России отправилось 39 тыс. человек, в Челябинской области принято 94 тыс. человек. Большое количество туристов путешествуют самостоятельно, не прибегая к услугам туристических компаний, этому способствует наличие в Челябинской области большого количества водоемов и лесных массивов.
На развитие внутреннего туризма ориентировано примерно 15 процентов туристских фирм Челябинской области. В 2013 году они сотрудничали с коллегами из 20 регионов Российской Федерации. Наиболее популярными направлениями выезда туристов из Челябинской области являются Краснодарский край, Башкортостан, Пермский край, Тюменская область, город Москва, город Санкт-Петербург, город Екатеринбург.
Лишь несколько туристских фирм специализируются на предложении туристского продукта Челябинской области. В Челябинскую область приезжают туристы из Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областей, Республики Башкортостан, Пермского края, городов Москвы, Санкт-Петербурга.
К наиболее значимым проблемам туризма, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;