Действующий
Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 1995 г. N 122-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Совета Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря 1995 года N 713-1СФ "О порядке прекращения полномочий Совета Федерации первого созыва"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса группы депутатов Совета Федерации,
14 декабря 1995 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос 41 депутата Совета Федерации о проверке конституционности постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря 1995 года N 713-1СФ "О порядке прекращения полномочий Совета Федерации первого созыва". Согласно названному постановлению полномочия Совета Федерации первого созыва прекращаются после истечения срока, на который он был избран, с момента начала работы Совета Федерации, сформированного в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"; решения Совета Федерации первого созыва, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации первого созыва до момента начала работы Совета Федерации нового созыва, в отношении законов, принятых Государственной Думой и направленных в Совет Федерации в этот период, а также принятые в этот срок другие решения Совета Федерации по вопросам его ведения правомочны.
Статья 99 (часть 1) Конституции Российской Федерации говорит о Федеральном Собрании как о постоянно действующем органе, из чего следует, что полномочия палат Федерального Собрания и их депутатов сохраняются до начала работы Совета Федерации и Государственной Думы нового созыва. Это общепризнанный принцип конституционного и парламентского права. Применительно к Государственной Думе он прямо сформулирован в статье 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации. В отношении депутатов обеих палат Федерального Собрания данный принцип отражен в статье 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", определяющей, что срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва. Сохранение полномочий Совета Федерации первого созыва до начала работы Совета Федерации нового созыва означает также, что все принятые в этот период в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения Совета Федерации по вопросам его ведения являются правомочными.
Наличие названных конституционных и законодательных положений не требовало принятия постановления Совета Федерации о порядке прекращения полномочий Совета Федерации первого созыва.
Согласно части первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос о проверке конституционности нормативного акта допустим, если заявитель считает его не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащим действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять этот акт как не соответствующий Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителей, постановление Совета Федерации от 9 декабря 1995 года N 713-1СФ конституционно и, следовательно, подлежит действию. В то же время в запросе не указывается на какое-либо официальное решение государственного органа или должностного лица об отказе применять и исполнять данное постановление Совета Федерации как не соответствующее Конституции Российской Федерации.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации не правомочен проверять конституционность названного постановления Совета Федерации, поскольку предусмотренное частью второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основание к рассмотрению дела в данном случае отсутствует.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации