Действующий
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 19006-73* "Топливо дизельное. Метод определения коэффициента фильтруемости" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 20 июля 1973 г. N 1787)
Motor fuel. Determination of the filterability factor
Срок введения установлен с 1 января 1980 г.
Проверен в 1994 г.
Постановлением Госстандарта СССР
от 27 декабря 1984 г. N 4966
срок действия продлен до 1 июля 1989 г.
Настоящий стандарт распространяется на топливо для двигателей и устанавливает метод определения коэффициента фильтруемости топлива по изменению пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств топлива.
1. Аппаратура и материалы
1.1. При определении коэффициента фильтруемости топлива применяются:
аппарат типа УОФТ или полуавтоматический аппарат типа ПФДТ.
В металлическую оправу фильтрующего устройства (
черт. 1) укрепляют стеклянную градуированную трубку, отрезанную от бюретки 1-2-50-0,1 по ГОСТ 20292-74, с нанесенными рисками А и В, ограничивающими объем в 2 см3. Допускается применять градуированную трубку диаметром 13-14 мм с расширением в верхней части для заполнения топливом. Конец трубки устанавливают в металлическую оправу и герметизируют наполнителем (эпоксидной смолой и др.), стойким к испытуемому топливу. Кран К1ХКШ-2-32-2,5 или кран К1Х-2-32-2,5 по ГОСТ 7995-80 устанавливают в оправу фильтрующего устройства и герметизируют наполнителем;
бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм и толщиной (0,33+-0,03) мм;
воронка стеклянная вместимостью 50 см3 или колба 1-50-2 по
ГОСТ 1770-74;
стакан В или Н исполнения 1 или 2, вместимостью 400 или 600 см3 по
ГОСТ 25336-82;
эфир петролейный; нефрасы С_2-80/120 и C_3-80/120 по ГОСТ 443-76 или нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80;
штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора.
2. Подготовка к испытанию
2.1. Для определения коэффициента фильтруемости топлива пробу отобранную по ГОСТ 2517-85 тщательно перемешивают в течение 2-3 мин и 250 см3 перемешанной пробы помещают в стеклянную посуду, предварительно промытую и просушенную.
2.2.1. Детали аппарата промывают нефрасом или петролейным эфиром и сушат сухим воздухом. При проведении серии определений допускается до установки бумажного фильтра аппарат промывать небольшим количеством перемешанного испытуемого топлива.
2.2.2. Собирают аппарат для определения коэффициента фильтруемости (
черт. 2 или
3).
В оправу фильтра вкладывают бумажный фильтр диаметром 17 мм (светлой стороной навстречу потоку топлива), резиновую прокладку и седло фильтра (насечками вверх).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.2.3. Собранную оправу фильтра устанавливают в корпусе прибора седлом вниз (как указано на
черт. 1), после этого на оправу фильтра укладывают второе резиновое кольцо.
Корпус прибора с фильтрующим устройством и укрепленной в нем градуированной стеклянной трубкой соединяют между собой резьбовым соединением.
2.2.4. Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют вертикально зажимами в штативе.
Под прибором устанавливают стакан для отбора отфильтрованного топлива.
2.2.5. Перед испытанием пробу топлива выдерживают 15 мин при температуре испытания, которое проводят при комнатной температуре.
3.1. Кран аппарата перекрывают, после чего в стеклянную трубку наливают тщательно перемешанное испытуемое топливо на 0,3-0,5 см3 выше метки В. Затем в делительную воронку или мерную колбу заливают 45 см3 испытуемого топлива.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. После выдержки и достижения уровнем топлива верхней метки в аппарате открывают кран, одновременно включают секундомер и замеряют время истечения 2 см3 топлива (тау_1) от метки В стеклянной трубки до метки А. Не прекращая фильтрования в стеклянную трубку аппарата доливают топливо из делительной воронки, поддерживая уровень на 2-3 см3 выше верхней метки ручной регулировкой или с помощью колбы, опрокинутой в расширение в верхней части бюретки. После того, как все испытуемое топливо перейдет в бюретку и уровень топлива опустится до верхней метки, замеряют время истечения последних 2 см3 топлива от метки В до А (тау_2).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.1. За коэффициент фильтруемости топлива К принимают отношение времени фильтрации в секундах последних 2 см3 топлива (тау_2) ко времени фильтрации первых 2 см3 топлива (тау_1)
Время фильтрации измеряют с погрешностью не более 1 с.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух определений. Коэффициент фильтруемости вычисляют с точностью до первого десятичного знака.
4.3. (Исключен, Изм. N 2).
Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,2.