(Действующий) Постановление СМ СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
16. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случаях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.
17. В целях выявления и учета памятников истории и культуры предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в органы культуры, архивные органы, а также в организации, определяемые Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
18. Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
19. Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства организациями либо гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых:
Министерством культуры СССР и министерствами культуры союзных республик - на собирание произведений древней живописи и древнего декоративноприкладного искусства;
главными архивными управлениями (управлениями) при Советах Министров союзных республик - на собирание старинных документальных памятников. Разрешения на собирание древних рукописей и старопечатных книг выдаются по согласованию с Академией наук СССР или с академиями наук союзных республик.
Специальные разрешения гражданам на собирание указанных культурных ценностей выдаются по рекомендации соответствующих научных, общественных и иных организаций.
Порядок выдачи указанных разрешений устанавливается Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
20. Специальные разрешения на собирание культурных ценностей подлежат обязательной регистрации в тех местных государственных органах охраны памятников, на территории которых разрешено собирание этих ценностей.
Данные о всех собранных культурных ценностях организации и граждане обязаны представлять в местные государственные органы охраны памятников, зарегистрировавшие разрешение на собирание, для регистрации собранных предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в списках вновь выявленных объектов.
21. В случае нарушения организациями или гражданами порядка собирания культурных ценностей разрешение на их собирание подлежит аннулированию, а собранные ценности могут быть изъяты в соответствии с законодательством союзных республик.
22. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, обязаны сообщать в местные государственные органы охраны памятников о предполагаемом отчуждении или перемещении памятников для внесения необходимых изменений в документы по учету и охране памятников.
23. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать соответствующим государственным органам охраны памятников о поступлении к ним культурных ценностей до передачи их в продажу или иной реализации для решения вопроса о принятии ценностей на государственный учет как памятников истории и культуры и приобретении их государством в порядке преимущественного права покупки.
24. Учреждения и организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные документы и предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщать об этом в соответствующие государственные органы охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.
25. Найденные гражданами документы и предметы, которые представляют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и собственник которых не установлен или в силу закона утратил на них право, предъявляются государственным органам охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.

III. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры

26. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
27. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.
28. Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством.
Образцы охранных досок, устанавливаемых на недвижимых памятниках истории и культуры, утверждаются Министерством культуры СССР.
29. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают также по согласованию с государственными органами охраны памятников за счет средств местного бюджета:
карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, района;
опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов.
Указанные карты-схемы и опорные планы утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
30. В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых определяется государственными органами охраны памятников.
Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (зоны охраны памятников общесоюзного значения устанавливаются по согласованию с Министерством культуры СССР, а в отношении памятников градостроительства и архитектуры - также с Госстроем СССР).
31. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
32. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны.
В пределах зон охраны памятников запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Министерства культуры СССР - для зон охраны памятников общесоюзного значения и министерств культуры союзных республик - для зон охраны памятников республиканского и местного значения.
Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон может быть выдано соответствующим государственным органом охраны памятников по представлению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, государственный орган охраны памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения, организации и граждан, заинтересованных в проведении работ.
33. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проходящим через зоны охраны их, если создается угроза для существования памятников.
34. Сохранность природных и искусственных ландшафтов и произведений садово-паркового искусства, отнесенных к памятникам истории и культуры, обеспечивается государственными органами охраны памятников совместно с иными заинтересованными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик об охране памятников истории и культуры и об охране природной среды.
35. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.
Историко-культурные заповедники подразделяются на заповедники общесоюзного и республиканского значения.
36. Предложение об объявлении ансамбля или комплекса памятников истории и культуры историко-культурным заповедником общесоюзного значения вносится Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР), а историко-культурным заповедником республиканского значения - в порядке, определяемом законодательством союзной республики.
Положение об историко-культурном заповеднике общесоюзного значения утверждается Министерством культуры СССР, а положение об историко-культурном заповеднике республиканского значения - в порядке, определяемом законодательством союзной республики.
37. Территория историко-культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.
В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедников устанавливаются охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта. На зоны охраны этих заповедников распространяются порядок установления зон, режим содержания и использования их, а также другие требования, предусмотренные настоящим Положением для зон охраны памятников.
38. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в порядке, установленном законодательством союзных республик.
Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством союзных республик.
На заповедных территориях (местах) запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников.
В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).
Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов и соответствующие государственные органы охраны памятников.
39. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры СССР или министерством культуры союзной республики и республиканским обществом охраны памятников истории и культуры, а также с иными органами и организациями в соответствии с законодательством союзных республик. Списки указанных городов и других населенных пунктов утверждаются соответственно Министерством культуры СССР по согласованию с Госстроем СССР или в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
40. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников.
Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
41. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом местному государственному органу охраны памятников и приостановить работы.
Местный государственный орган охраны памятников обеспечивает обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов.
42. В случае принятия государственными органами охраны памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ предписание о приостановлении работ дается в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника - также требований об устранении нарушений. О приостановлении работ уведомляются исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, учреждение банка, финансирующего работы, а также вышестоящий государственный орган охраны памятников.