Действующий
а) осуществление государственного учета памятников истории и культуры;
б) установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников;
в) научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры;
г) планирование и организация работ по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры, рассмотрение научно-исследовательской и проектной документации на все виды работ на памятниках;
д) рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства;
е) организация использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания;
ж) государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
8. Правила, инструкции и указания государственных органов охраны памятников по вопросам охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, и граждан.
9. Государственные органы охраны памятников имеют право:
проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений;
приостанавливать работы по исследованию, реставрации, консервации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, зон охраны памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;
приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;
создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры.
10. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственными органами охраны памятников.
11. Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам охраны памятников в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации и пропаганде памятников истории и культуры.
12. Особенности охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в музеях (в том числе в музеях на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР.
II. Государственный учет памятников истории и культуры
13. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.
Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
14. Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью.
Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится при принятии памятников на государственный учет.
15. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры утверждаются:
памятников общесоюзного значения - Советом Министров СССР или по его поручению Министерством культуры СССР. Списки памятников общесоюзного значения представляются на утверждение Министерством культуры СССР (в отношении памятников градостроительства и архитектуры - по согласованию с Госстроем СССР);
памятников республиканского значения - Советами Министров союзных республик;
памятников местного значения - в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
16. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случаях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.
17. В целях выявления и учета памятников истории и культуры предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в органы культуры, архивные органы, а также в организации, определяемые Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
18. Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
19. Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства организациями либо гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых:
Министерством культуры СССР и министерствами культуры союзных республик - на собирание произведений древней живописи и древнего декоративноприкладного искусства;
главными архивными управлениями (управлениями) при Советах Министров союзных республик - на собирание старинных документальных памятников. Разрешения на собирание древних рукописей и старопечатных книг выдаются по согласованию с Академией наук СССР или с академиями наук союзных республик.
Специальные разрешения гражданам на собирание указанных культурных ценностей выдаются по рекомендации соответствующих научных, общественных и иных организаций.
Порядок выдачи указанных разрешений устанавливается Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
20. Специальные разрешения на собирание культурных ценностей подлежат обязательной регистрации в тех местных государственных органах охраны памятников, на территории которых разрешено собирание этих ценностей.
Данные о всех собранных культурных ценностях организации и граждане обязаны представлять в местные государственные органы охраны памятников, зарегистрировавшие разрешение на собирание, для регистрации собранных предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в списках вновь выявленных объектов.
21. В случае нарушения организациями или гражданами порядка собирания культурных ценностей разрешение на их собирание подлежит аннулированию, а собранные ценности могут быть изъяты в соответствии с законодательством союзных республик.
22. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, обязаны сообщать в местные государственные органы охраны памятников о предполагаемом отчуждении или перемещении памятников для внесения необходимых изменений в документы по учету и охране памятников.
23. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать соответствующим государственным органам охраны памятников о поступлении к ним культурных ценностей до передачи их в продажу или иной реализации для решения вопроса о принятии ценностей на государственный учет как памятников истории и культуры и приобретении их государством в порядке преимущественного права покупки.
24. Учреждения и организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные документы и предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщать об этом в соответствующие государственные органы охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.
25. Найденные гражданами документы и предметы, которые представляют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и собственник которых не установлен или в силу закона утратил на них право, предъявляются государственным органам охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.
III. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры
26. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
27. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.
28. Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством.
Образцы охранных досок, устанавливаемых на недвижимых памятниках истории и культуры, утверждаются Министерством культуры СССР.
29. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают также по согласованию с государственными органами охраны памятников за счет средств местного бюджета:
карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, края, области, района;
опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов.
Указанные карты-схемы и опорные планы утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.