(Действующий) Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 796 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В угольной отрасли предполагается обеспечить рост добычи угля с 254,2 млн. тонн в 2000 году до 300 млн. тонн в 2005 году и до 335 млн. тонн в 2010 году. Добыча коксующихся углей возрастет с 61 млн. тонн в 2000 году до 66 млн. тонн в 2005 году и до 69 млн. тонн в 2010 году. Ожидается, что переработка угля увеличится с 118,7 млн. тонн в 2000 году до 135 млн. тонн в 2005 году и до 145 млн. тонн в 2010 году, в том числе энергетических с 60 млн. тонн соответственно до 71 млн. тонн и до 79 млн. тонн. Ожидается, что за счет технического перевооружения угольной отрасли будет обновлено около 30 процентов физически и морально устаревшего горного оборудования.
В электроэнергетике предусмотрен рост выработки электроэнергии с 878 млрд. кВт.ч в 2000 году до 1008,8 млрд. кВт.ч в 2005 году и до 1158,9 млрд. кВт.ч в 2010 году, т.е. ежегодно в среднем на 2,8 процента.
За счет техперевооружения действующих теплоэлектростанций на базе новых перспективных технологических схем и оборудования российского производства предусматривается обновить около 30 процентов физически и морально устаревшего оборудования.
Создание новых угольных энергоблоков в расчете на суперкритические параметры позволит повысить коэффициент полезного действия ныне действующих паросиловых электростанций с 37-38 процентов до 43-45 процентов.
В области атомной энергетики ожидается рост производства электроэнергии со 131 млрд. кВт.ч в 2000 году до 174 млрд. кВт.ч в 2005 году и до 212 млрд. кВт.ч в 2010 году.
В 2005 году мощности атомных электростанций должны составить 25,24 ГВт и 30,05 ГВт в 2010 году, при намечаемом приросте мощностей 3 ГВт в 2002-2005 годах и 4,81 ГВт в 2006-2010 годах, всего - 7,81 ГВт. При этом имеется в виду продление на 10 лет срока службы энергоблоков на атомных электростанциях: Нововоронежской (1834 МВт, блоков 3, 4 и 5), Кольской (880 МВт, блоков 1 и 2), Ленинградской (3000 МВт, блоков 1, 2 и 3), Курской (2000 МВт, блоков 1 и 2), Билибинской (48 МВт, блоков 1, 2, 3 и 4), Белоярской (600 МВт, блока 3). Предполагается достройка блоков высокой и средней степени готовности атомных электростанций: Ростовской (блок 2), Калининской (блок 3), Курской (блок 5) и Балаковской (блок 5).
При прогнозируемом развитии атомной энергетики, когда выработка электроэнергии на атомных электростанциях составит около 20 процентов общего производства электроэнергии в стране, будет сэкономлено (замещено) в 2005 году около 52 млрд. куб.метров газа и в 2010 году - 65,5 млрд. куб.метров газа.
Согласно прогнозу при сооружении объектов атомной энергетики за рубежом до 2010 года (в Иране, Китае, Индии, Казахстане и Украине) предполагается получить 4,2 млрд. долларов США в период до 2005 года и 2,4 млрд.долларов США в период до 2010 года.
Программными мероприятиями предусматривается производство местных видов коммунально-бытового топлива для обеспечения местных электростанций, отопительных котельных и населения в 2002-2005 годах в объеме 2,2 млн. тонн условного топлива, что позволяет сэкономить около 2 млрд. рублей в год на завозе в труднодоступные районы дорогостоящих углей, дизельного топлива и мазута.
Производство местных видов топлива должно составить:
┌─────────────────┬────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│ │ Единица измерения │ 2000 год │ 2005 год │ 2010 год │
├─────────────────┼────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Топливные дрова │ тыс. куб.метров │ 477 │ 753 │ 959 │
├─────────────────┼────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│ │млн. тонн условного │ 0,12 │ 0,19 │ 0,24 │
│ │ топлива │ │ │ │
├─────────────────┼────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Топливный торф │ млн. тонн │ 2 │ 4,86 │ 7,02 │
├─────────────────┼────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│ │млн. тонн условного │ 1,05 │ 2,54 │ 3,65 │
│ │ топлива │ │ │ │
├─────────────────┼────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│ Итого │млн. тонн условного │ 1,17 │ 2,73 │ 3,89 │
│ │ топлива │ │ │ │
└─────────────────┴────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌─────────────────┬────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
Кроме того, предполагается ввод электрической и тепловой мощности энергетических комплексов с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии к 2005 году до 100 МВт и 150 Гкал/ч и к 2010 году до 800 МВт и 1000 Гкал/ч соответственно и при этом довести годовое производство электроэнергии до 3,9 млрд. кВт.ч и тепловой энергии до 6,1 млн. Гкал.
Предусматривается создание и освоение производства 389 видов эффективного и энергосберегающего оборудования для отраслей ТЭК, в том числе нефтегазового - 242, для угольной промышленности - 75, для электроэнергетики и теплоснабжения - 72.
Общая величина сэкономленных энергоресурсов в сфере потребления в 2002-2005 годах оценивается на уровне 150 млн. тонн условного топлива и за весь период реализации Программы - 295-325 млн. тонн условного топлива. Стоимость сэкономленных энергоресурсов оценивается (в ценах 2001 года) в 2002-2005 годах и в 2002-2010 годах в 175-182 и 360-380 млрд. рублей соответственно.
При реализации мероприятий Программы предусматривается снижение энергоемкости внутреннего валового продукта в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году:
┌─────────────────────────┬────────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│ │ 2000 год │ 2001 год │ 2005 год │ 2010 год │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Энергоемкость ВВП │ 0,127 │ 0,124 │ 0,110 │ 0,094 │
│тонн условного │ │ │ 0,121 │ 0,104 │
│топлива/1000 рублей │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│процент к предыдущему │ 96,9 │ 97,6 │ 93,5 │ - │
│году (периоду) │ │ │ 103,9 │ │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│процент к уровню │ 100 │ 97,6 │ 86,6 │ 74 │
│2000 года │ │ │ 95,3 │ 82 │
└─────────────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌─────────────────────────┬────────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
Примечание. В числителе - данные при благоприятном сценарии экономического роста, в знаменателе - при неблагоприятном.
Расчетная бюджетная эффективность реализации Программы представлена в таблице:
┌──────────────────────────────────────────────┬───────────┬────────────┐
│ Показатели │ 2002-2005 │ 2006-2010 │
│ │ годы │ годы │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│1. Налоговые поступления - всего│4395,6 │6446,9 │
│(млрд. рублей) │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│ в том числе от: │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│реализации продукции традиционных отраслей ТЭК│3343,12 │5003,62 │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│использования нетрадиционных видов энергетики│ 3,82 │ 5,34 │
│и местных видов топлива для выработки│ │ │
│электроэнергии и тепла │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│деятельности по реализации Программы │1036 │1417 │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│увеличения объемов производства отечественного│ 12,64 │ 20,95 │
│оборудования и материалов для отраслей ТЭК │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│2. Валютные поступления - всего (млрд.│ 156,06 │ 200,02 │
│долларов США) │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│ в том числе от: │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│экспорта топливно-энергетических ресурсов │ 150,31 │ 191,6 │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│сооружения объектов атомной энергетики за│ 4,25 │ 2,42 │
│рубежом │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│продажи квот на выбросы парниковых газов │ 1,5 │ 6 │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│3. Уменьшение бюджетных расходов на оплату│ 22,44 │ 29,87 │
│топливно-энергетических ресурсов - всего│ │ │
│(млрд. рублей) │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│ в том числе на: │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│топливо- и энергообеспечение объектов│ 0,4 │ 3,1 │
│бюджетной сферы │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│завоз топлива в северные регионы │ 5,24 │ 7,27 │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│оплату топливно-энергетических ресурсов в│ 7 │ 9 │
│жилищно-коммунальном хозяйстве │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤
│оплату топливно-энергетических ресурсов на│ 9,8 │ 10,5 │
│транспорте │ │ │
└──────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────┬───────────┬────────────┐
За последние пять лет численность работающих на предприятиях и в организациях системы Министерства энергетики Российской Федерации уменьшилась на 870 тыс. человек и на 1 января 2001 г. составила 2 млн. 174 тыс. человек. Если раньше численность сокращалась от 12 процентов до 6 процентов в год, то в 2000 году всего на 3 процента. В прогнозируемом периоде в отраслях ТЭК по экспертной оценке ожидается увеличение рабочих мест:
в 2002-2005 годах - на 65,5 тыс. человек;
в 2006-2010 годах - на 133,5 тыс. человек.
Общее увеличение рабочих мест - на 199 тыс. человек.
При этом имеется в виду, что за счет технического перевооружения энергопроизводящих и энергопотребляющих производств произойдет рост производительности труда и улучшение техники безопасности.
Социальная эффективность мер, предусмотренных Программой, заключается в следующем:
вовлечение местных энергоресурсов в хозяйственный оборот, оснащение организаций приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать новые рабочие места и закрепить местные кадры;
достижение предусмотренных объемов экономии энергоресурсов создаст реальные предпосылки для стабилизации цен и тарифов для того, чтобы замедлить темпы увеличения доли расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и энергетических услуг;
в результате организации системы обучения и переподготовки кадров в 2002-2005 годах должны повысить квалификацию не менее 100 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.

Экологическая эффективность

Экологический эффект от реализации программных мероприятий связан с повышением энергоэффективности действующего энергооборудования, предотвращением выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и сокращением площади отчуждаемых земель.

Показатели эффективности реализации
Программы для сохранения качества окружающей среды

┌──────────────────────────────────────────┬─────────────┬──────────────┐
│ │ 2002-2005 │ 2006-2010 │
│ │ годы │ годы │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Сокращение выбросов в атмосферу - всего│ 1,53 │ 2,537 │
│(млн. тонн) │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ в том числе по отраслям: │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│газовая │ 0,4 │ 0,7 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтедобывающая │ 0,2 │ 0,3 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтеперерабатывающая │ 0,1 │ 0,1 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│угольная │ 0,1 │ 0,1 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│электроэнергетика │ 0,7 │ 1,3 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Сокращение сброса загрязненных сточных вод│ 395 │ 618 │
│- всего (млн. куб.метров) │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ в том числе по отраслям: │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│газовая │ 1,9 │ 3,1 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтедобывающая │ 2 │ 3,5 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтеперерабатывающая │ 33,6 │ 52,5 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│угольная │ 79 │ 123,6 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│электроэнергетика │ 278,5 │ 435,3 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Рекультивация загрязненных и нарушенных│ 24,4 │ 32 │
│земель - всего (тыс.га) │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ в том числе: │ │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│газовая │ 6,5 │ 8,6 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтедобывающая │ 6,3 │ 8,3 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│нефтеперерабатывающая │ 5,8 │ 7,6 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│угольная │ 5,8 │ 7,5 │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Объем экономии первичных энергоресурсов,│ 0,48 │ 0,6 │
│участвующих в процессе энергопроизводства│ │ │
│(млн. тонн условного топлива в год) │ │ │
└──────────────────────────────────────────┴─────────────┴──────────────┘
┌──────────────────────────────────────────┬─────────────┬──────────────┐
Реализация природоохранных мероприятий на газодобывающих предприятиях приведет к сокращению удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 0,67 тонны/млн. куб.метров газа в год в 2002-2005 годах, на 0,95 тонны/млн. куб.метров в 2006-2010 годах. Удельный объем загрязненных сточных вод сократится на 3,2 куб.метра/млн. куб.метров газа в 2002-2005 годах и на 4,4 куб.метра/млн. куб.метров в 2006-2010 годах.
В нефтедобывающей отрасли реализация намеченных мероприятий приведет к ежегодному сокращению удельных выбросов в атмосферу и гидросферу в 2002-2005 годах нефти на 0,57 тонны/тыс. тонн и попутного нефтяного газа на 6,3 куб.метра/тыс. тонн, в 2006-2010 годах - нефти на 0,92 тонны/тыс. тонн и попутного нефтяного газа на 10 куб.метров/тыс. тонн добытой нефти. Рекультивация нарушенных и загрязненных земель составит 6,3 тыс. га в 2002-2005 годах и 8,3 тыс. га в 2006-2010 годах. Предлагаемый комплекс природоохранных мероприятий приведет к сокращению уровня загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами, что особенно актуально для районов Западной Сибири, Северо-Кавказского региона, Республики Коми, Республики Башкортостан и Республики Татарстан.
Осуществление комплекса намеченных мероприятий в нефтеперерабатывающей отрасли приведет в 2002-2005 годах и 2006-2010 годах к ежегодному сокращению удельных выбросов в атмосферу соответственно на 0,43 тонны/тыс. тонн и на 0,68 тонны/тыс. тонн переработанной нефти, а также сброса загрязненных сточных вод соответственно на 0,17 куб.метра/тонну нефти и на 0,25 куб.метра/тонну переработанной нефти.
Осуществление намечаемых природоохранных мероприятий по улучшению экологии угольных регионов приведет к сокращению удельных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на 33 процента (с 0,35 тонны/тыс. тонн угля в 2002-2005 годах до 0,51 тонны/тыс. тонн угля в 2006-2010 годах), удельного водопотребления на 1 тонну добычи - на 20 процентов, объема сбрасываемой загрязненной воды - в 1,4 раза (с 0,27 куб.метра/тонну угля до 0,38 куб.метра/тонну угля в 2002-2010 годах), доля рекультивируемых земель от уровня нарушаемых возрастет до 90 процентов, а объем использования отходов - до 65,5 процента.
Мероприятия в сфере электроэнергетики, связанные с применением котлов с улучшенными экологическими характеристиками, приведут к сокращению вредных для здоровья человека выбросов оксидов азота при сжигании каменных углей до 300-350 мг/куб.метр (против существующих 450-550 мг/куб.метр) и до 200-250 мг/куб.метр при сжигании бурых углей (против 300-350 мг/куб.метр в настоящее время). В результате внедрения природоохранного оборудования ожидается сокращение удельных выбросов золы к 2005 году до 15,3 килограмма/тонну условного топлива, сернистого ангидрида - до 15,7 килограмма/тонну условного топлива. Использование котлов с улучшенными экологическими характеристиками позволит также экономить до 15 процентов топлива, участвующего в процессе энергопроизводства. В намечаемый период прогнозируется сокращение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 1,4 раза (с 0,77 тонны/млн. кВт.ч до 1,1 тонны/млн. кВт.ч), удельных сбросов в гидросферу на 50 процентов (с 0,2 куб.метра/тыс. кВт.ч до 0,39 куб.метра/тыс. кВт.ч).
Программой предусматривается снижение в 2002-2005 годах потребности в энергоресурсах, что позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 7-7,35 млн. тонн.
Реализация комплекса программных мероприятий по золошлаковым отходам позволит улучшить экологическую обстановку в 40 районах России.

VII. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее реализации

Для успешной реализации Программы необходимо создать организационные, финансово-экономические и правовые условия.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор, который совместно с государственными заказчиками разрабатывает план мероприятий по реализации Программы, а в случае необходимости подготавливает проекты нормативных правовых актов.
Государственные заказчики осуществляют управление реализацией подпрограмм и разделов Программы.
Мероприятия и проекты, предусматриваемые Программой, подлежат государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
Государственные заказчики несут ответственность и осуществляют контроль за ходом выполнения программных мероприятий.
Приложение N 1