(Действующий) Письмо Госналогслужбы РФ от 5 марта 1998 г. N АС-6-07/161...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Письмо Госналогслужбы РФ от 5 марта 1998 г. N АС-6-07/161

В соответствии с пунктом 8 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1998 г., утвержденного руководителем Государственной налоговой службы РФ и согласованного с Федеральной службой налоговой полиции и Министерством внутренних дел РФ 05.01.98, направляется для практического применения Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог по вопросу полноты и своевременности внесения платежей в Федеральный дорожный фонд.
Информация о результатах проверки представляется к 20 мая текущего года.
Зам. руководителя Госналогслужбы РФ
А.Саунин

Программа
проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог по вопросу полноты и своевременности внесения платежей в Федеральный дорожный фонд

Проверка проводится в соответствии с пунктом 8 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1998 г., утвержденного Госналогслужбой РФ и согласованного с ФСНП РФ и МВД РФ 5 января 1998 г. (доведен до налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 15 января 1998 г. N К-6-16/25).
Проверка проводится за 1997 год.
Цель проверки: определение полноты, правильности исчисления и своевременности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд РФ.
При организации и проведении проверки государственным налоговым инспекциям по субъектам РФ и территориальным налоговым инспекциям следует руководствоваться Законом РФ от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Законом РФ от 18.10.91 N 1759-I "О дорожных фондах в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями), инструкцией Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями).
В ходе проверки необходимо обратить внимание на:
- качество ведения бухгалтерского учета;
- правильность определения налогооблагаемой базы и применения ставки налога на пользователей автомобильных дорог;
- своевременность представления расчета по налогу;
- правильность и обоснованность предоставления налоговых льгот.
В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-I "О дорожных фондах в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Поэтому в ходе документальных проверок организаций (предприятий) следует установить правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации продукции (работ, услуг) и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. В связи с этим необходимо по первичным учетным документам (книги учета, журналы-ордера и т.д.) проверить отражение на балансовых счетах 50, 51, 52, 55, 41, 42, 46, 48, 62, 76, 45, 60 хозяйственных операций.
Подлежат проверке полнота и своевременность отражения выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете, движение денежных и валютных средств по банковским счетам, кассе, товарообменные и бартерные операции, зачет взаимных требований, расчеты с использованием ценных бумаг, платежи по взаиморасчетам, операции с уступкой права требования, отражение на отдельном балансе выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), полученной в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и договора доверительного управления имуществом.
В соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется по каждому виду деятельности отдельно. Поэтому к основным вопросам проверки правильности учета выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) для целей обложения налогом относятся:
- виды деятельности организации по уставу и раздельный учет доходов по ним;
- включение выручки от реализации продукции, выработанной из давальческого сырья, в объем реализованной продукции, работ, услуг;
- списание стоимости продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда и премий работникам;
- отражение в бухгалтерском учете авансов полученных и своевременность отнесения их в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- списание продукции и оказанных услуг на капитальное строительство хозспособом;
- применение рыночных цен;
- проведение инвентаризации, сопоставление сумм списания материальных ценностей с аналогичными показателями в другие годы;
- обоснованность списания расходов по таре и транспортировке сверх установленной цены;
- правильность расчета данных по реализации продукции по кассовому методу ("по оплате"), определения покупной цены товаров (влияние остатков отгруженной продукции, товаров на начало и конец отчетного периода, остатков продукции на складах).
Также подлежат проверке полнота и своевременность начисления сумм налога и их перечисления в Федеральный дорожный фонд, представления налоговых расчетов.
В ходе проверки контролируется качество и достоверность ведения бухгалтерского учета. При несоответствии учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения помимо бухгалтерского учета проверяется методика дополнительных расчетов по налогу.
При проведении проверки необходимо обратить внимание на особенности налогообложения отдельных видов деятельности, категорий плательщиков и правильность применения ими действующих нормативно-правовых актов в области налогообложения.
В соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Юридические лица, в составе которых находятся филиалы и другие аналогичные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, уплату налога на пользователей автомобильных дорог производят по месту своей постановки на налоговый учет на основании данных сводного баланса.
При определении налогооблагаемой базы необходимо учитывать следующее.
Доходы от внереализационных операций, в том числе от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются.
Исключение из налогооблагаемой базы экспортных пошлин, лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры предусмотрено с 04.03.97 - даты вступления в силу п.18 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 в редакции изменений и дополнений N 6.
По плательщикам налога, осуществляющим реализацию товаров, продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяются рыночные цены на аналогичные товары, продукцию (работы, услуги), сложившиеся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
При определении рыночных цен можно ориентироваться на информацию территориальных органов статистики по месту реализации данного товара, которые ведут наблюдение за ценами отдельных видов товаров.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу организации, если учетная политика установлена "по оплате".
При учетной политике "по отгрузке" выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату отгрузки. Возникающая при этом курсовая разница в виде разницы между рублевой оценкой выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) на дату фактического поступления иностранной валюты на счет организации и ее рублевой оценкой на дату отгрузки товаров, продукции (работ, услуг) относится на доходы (расходы) от внереализационных операций и не учитывается при налогообложении.
Письмом Минфина РФ от 31.10.94 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (с изменениями и дополнениями) установлен порядок бухучета в случаях, когда покупатель продукции является векселедателем.
При расчетах за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) векселями, когда покупатель является векселедателем, при учетной политике "по оплате" выписывание векселя не приводит к появлению выручки от реализации продукции (работ, услуг). Объект налогообложения возникает в момент погашения дебиторской задолженности, продолжающей числиться за покупателем продукции (товаров, работ, услуг), - в момент погашения векселя или совершения индоссамента на третье лицо.
Убыток от реализации векселя по цене меньшей, чем отгруженная продукция (выполненные работы, оказанные услуги), не уменьшает налогооблагаемую базу.
Если покупатель расплачивается векселем третьего лица, в момент передачи векселя погашается дебиторская задолженность за покупателем и должна быть определена выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), если у поставщика учетная политика установлена "по оплате".
Порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) при товарообменных (бартерных) операциях определен письмом Минфина РФ от 30.10.92 N 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе".
При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие особенности определения облагаемой базы по отдельным категориям налогоплательщиков.
Организации, предоставляющие посреднические услуги, в том числе участвующие в расчетах, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг.
При переуступке права требования налогообложение у поставщика продукции (товаров, работ, услуг), переуступающего право требования, и у перепродавца права требования имеет следующие особенности.
У цедента - поставщика продукции (товаров, работ, услуг) выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется в соответствии с учетной политикой - по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (или иному моменту перехода прав собственности на продукцию, товары) или по мере ее оплаты (в момент погашения дебиторской задолженности, числившейся за покупателем).
В частности, если учетная политика установлена "по оплате", у цедента при переуступке права требования возникает выручка от реализации ранее поставленной им продукции (товаров, работ, услуг).