(Действующий) Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Наименование программыФормирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программыУказ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и постановление Совета Министров - Правительств Российской Федерации от 26 марта 1993 г. N 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
Государственный заказчикМинсоцзащиты России
Основные исполнителиМинсоцзащиты РоссииМинстрой РоссииМинздравмедпром РоссииМинобразование РоссииМинтранс РоссииМПС РоссииМиннауки РоссииМинсвязи РоссииМинтруд РоссииГоскомоборонпром РоссииГосстандарт РоссииГоскомвуз РоссииРоскоммаш
РазработчикиМинсоцзащиты РоссииМинстрой РоссииГосстандарт РоссииГоскомоборонпром РоссииРоскоммаш
Сроки реализации программы1995-1997 годы
Основные мероприятия программыПроведение научных исследований, обобщение отечественного и зарубежного опыта;
разработка нормативной, методической и проектной документации;
реконструкция и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности;
адаптация средств транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования
Важнейшие целевые показателиОбеспечение доступности для инвалидов объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатики; создание оптимальных возможностей для самообслуживания
Ожидаемые конечные результатыСоздание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры
Объемы и источники финансирования175,25 млрд. рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 6,18 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года)
Система контроля за исполнением программыМинсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями

Введение

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" разработана федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (далее - программа).
Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комплекс мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации промышленной продукции для инвалидов и созданию экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (приложение N 1).
Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

Состояние проблемы

Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Во многих странах разработаны и введены в действие нормативные документы, устанавливающие требования по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры:
в 1988 году в США утверждены "Единые федеральные стандарты доступности", включающие требования к проектируемым, строящимся и реконструируемым зданиям и сооружениям;
разработаны руководства по приспособлению среды к потребностям инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);
в 1990 году принято "Европейское руководство по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности".
В России до недавнего времени практически отсутствовали строительные нормы и правила по градостроительству, планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов. Кроме того, нет и научно обоснованных параметров и критериев доступности среды, а также социальных и медико-технологических требований к объектам общественного назначения. Не определены категории инвалидов, для которых адаптация среды необходима в первую очередь.
Только в документах, разработанных в последние годы отдельными министерствами и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:
в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утверждены и введены в действие Ведомственные строительные нормы "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения" (ВСН 62-91);
в 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и введены в действие временные ведомственные строительные нормы "Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования" (ВСН 01-91/МПС СССР), в которых предусмотрен специальный раздел, посвященный требованиям по обслуживанию инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов;
в 1993 году начата разработка системы государственных стандартов на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах-колясках, и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом доступности их для инвалидов;
в 1992 году Центральным и Сибирским зональными научно-исследовательскими институтами экспериментального проектирования внесены корректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых проектов массового жилого строительства.
Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до последнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможности самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределами микрорайонов, а также возможности трудоустройства.
В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были даны рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс. инвалидов, в т. ч. 99,9 тыс. инвалидов - в специально созданных условиях производства и 20,1 тыс. инвалидов - на дому.
Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не работающих, в том числе ввиду недоступности рабочего места или его отсутствия, - более 1 млн. человек, в то же время 90 процентов опрошенных инвалидов и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать в связи с низким уровнем жизни.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сократит расходы на их возведение и содержание, создаст возможности для социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5-10 лет.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы. Вместе с тем созданы предпосылки для формирования государственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности инвалидов в области градостроительства, производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики.

Цель программы

Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработка и выполнение мероприятий по стандартизации, проектированию и переоборудованию зданий и сооружений федеральной собственности, средств транспорта, связи и информатики.

Задачи программы

Проведение исследований по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;
определение критериев и параметров доступности зданий и сооружений;
разработка нормативно-методической и проектной документации на реконструкцию и застройку населенных пунктов, жилых районов, зданий, сооружений всех типологических направлений, производство средств транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и бытового оборудования для инвалидов;
строительство и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;
разработка, создание экспериментальных образцов и организация серийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.

Основные направления реализации программы

Градостроительство и архитектура

В настоящем разделе предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по проблемам формирования доступной для инвалидов среды, включающей жилые, общественные, производственные здания и градостроительные элементы различных населенных пунктов. В результате этих работ будет разработана нормативно-методическая документация, созданы экспериментальные и типизированные проектные разработки.
Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке селитебных территорий с учетом специфических особенностей инвалидов: к решению городских путей перемещения инвалидов - лестницам, пандусам, покрытиям тротуаров, местам отдыха; к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах; к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед входами в общественные здания; к остановкам транспорта; к средствам пожарной безопасности, а также устройствам световой сигнализации. Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промышленности, транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной собственности.

Общественный пассажирский и индивидуальный транспорт

Программа предусматривает проведение научных исследований и разработку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требований доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, вагонов трамваев, электро- и дизель-поездов, метрополитена, судов морского и речного флота, самолетов гражданской авиации), а также разработку технической документации, изготовление опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств, оснащенных специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сидениями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающими равмещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Предусматриваются багажные отделения для хранения кресел-колясок и транспортных тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, разнообразные ориентирующие устройства.

Средства связи и информатики

Настоящий раздел содержит исследование проблем адекватного восприятия инвалидами информационных знаков и символов, установление основных параметров, технических требований к средствам связи и информатики, разработку технической документации на средства звуковой, световой и визуальной информации, предназначенные для использования инвалидами.
Предусматривается разработка экспериментальных образцов, их испытания и организация серийного выпуска различных изделий данного назначения, в том числе световых и вибрационных сигнализаторов, звуковых сигналов для инвалидов с нарушением функций органов слуха и зрения.

Вспомогательные технические средства и бытовое оборудование для инвалидов

Программой предусматривается комплекс мероприятий по:
разработке подъемных устройств (новые модификации лифтов, трапеции для подъема и перемещения);
оборудованию рабочих мест для инвалидов;
изготовлению образцов и серийному выпуску вспомогательных средств, специального санитарно-технического оборудования, поручней, подвесных ручек, подлокотников, сидений, вешалок, устройств для открывания форточек, дверей, шкафов, встроенной мебели (кроватей, столов, стульев, стеллажей, полок) и т. д.
Стандартизация промышленной продукции, обеспечивающей инвалидам условия доступности
В разделе представлены мероприятия по пересмотру действующих стандартов на отдельные строительные элементы, детали, материалы и изделия в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Кроме того, будут разработаны стандарты и на новые виды промышленной продукции, в том числе на средства связи, информатики, транспорта, подъемно-транспортное оборудование и т. д.