Действующий
федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа).
1. Утвердить прилагаемую
Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Федеральная целевая программа
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613)
Паспорт
федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" |
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 977-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации,Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
Основной разработчик Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основная цель Программы | - | развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации |
Основные задачи Программы | - | обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий;консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд. рублей;привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд. рублей;дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме154 - 157 млрд. рублей;разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;создание 7 - 10 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2007 - 2013 годы, в том числе:I этап - 2007 - 2009 годы;II этап - 2010 - 2013 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | всего на 2007 - 2013 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается170,41 млрд. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета 109,81 млрд. рублей, из них:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 97,53 млрд. рублей;капитальные вложения - 11,5 млрд. рублей;прочие нужды - 0,78 млрд. рублей;за счет средств внебюджетных источников 60,6 млрд. рублей.Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы;содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов;повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере0,018 - 0,023 процентного пункта;ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере0,05 - 0,08 процентного пункта;ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере0,7 - 1,2 процентного пункта;ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере1,1 - 3,6 процентного пункта;ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,6 процентного пункта;доведение коэффициентабюджетной эффективности Программыдо 40 - 45 процентов |
В указанной Концепции даны подробная характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи проблемы с целями социально-экономического развития Российской Федерации и необходимости ее решения программно-целевым методом, проведен анализ различных вариантов решения проблемы, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы в сфере развития науки и инноваций.
Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы исследований и разработок и координацию проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно-технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;
реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;
Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в 2 этапа:
проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;
адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.
создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.
С целью осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы целевые индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1.
Корректировка целевых индикаторов и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы.
порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;
концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;
последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;