Действующий
6.16. При радиационной аварии с выбросом радионуклидов в окружающую среду, повлекшим за собой радиоактивное загрязнение обширных территорий, защита населения осуществляется в соответствии с критериями для принятия решений, приведенными в
разделе IV НРБ-99/2009.
6.17. Ликвидация последствий аварии и расследование ее причин при необходимости проводится на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.18. Особые режимы проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационной аварии, устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и по согласованию с федеральными органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На этих территориях проводятся контроль за радиационной обстановкой с учетом всех видов облучения и оптимизированные мероприятия по радиационной защите, если доза облучения населения за счет радиоактивного загрязнения территории превышает 1,0 мЗв/год.
6.19. Администрация организации, осуществляющей хозяйственную деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечивает условия работы, при которых облучение работников за счет радиоактивного загрязнения не превысит 5 мЗв/год. В организациях, где облучение работников за счет радиоактивного загрязнения превышает 1 мЗв/год, осуществляется радиационный контроль и проводятся мероприятия по снижению облучения работников в соответствии с принципом оптимизации. Порядок радиационного контроля согласовывается с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
______________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, (ч. 2),ст. 3616.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1). ст. 21, 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29, (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17.
*(3) При наличии нескольких техногенных радионуклидов, сумма отношений удельных активностей всех содержащихся в материале техногенных радионуклидов к значениям МЗУА для них должна быть меньше единицы.
*(4) Для лучевой терапии это требование относится к здоровым, ненамеренно облучаемым, органам и тканям.
Практическая реализация основных принципов радиационной безопасности
В наиболее простых ситуациях проверка принципа обоснования осуществляется путем сравнения пользы и вреда:
, (1)
где X - польза от применения источника ионизирующего излучения или условий облучения, за вычетом всех затрат на создание и эксплуатацию источника ионизирующего излучения или условий облучения, кроме затрат на радиационную защиту;
- затраты на все меры защиты;
- вред, наносимый здоровью людей и окружающей среде от облучения, не устраненного защитными мерами.
Разница между пользой (X) и суммой вреда
должна быть больше нуля, а при наличии альтернативных способов достижения пользы (X) эта разница должна быть еще и максимальной. В случае, когда невозможно достичь превышения пользы над вредом, принимается решение о неприемлемости использования данного вида источника ионизирующего излучения.
Должны учитываться аспекты технической и экологической безопасности.
Проверка соблюдения принципа обоснования, связанная со взвешиванием пользы и вреда от источника ионизирующего излучения, когда чаще всего польза и вред измеряются через различные показатели, не ограничивается только радиологическими критериями, а включает социальные, экономические, психологические и другие факторы.
Для различных источников ионизирующего излучения и условий облучения конкретные величины пользы имеют свои особенности (произведенная энергия от атомных электростанций (далее - АЭС), диагностическая и другая информация, добытые природные ресурсы, обеспеченность жилищем). Их следует, по возможности, свести к обобщенному выражению пользы для сопоставления с возможным ущербом от облучения за одинаковые отрезки времени в виде сокращения числа человеко-лет жизни. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 человеко-зиверт (далее - чел.-Зв) приводит к потере 1 человеко-года (далее - чел.-года) жизни.
Приоритет отдается показателям здоровья по сравнению с экономическими выгодами.
Медико-социальное обоснование соотношения польза-вред может быть сделано на основе количественных и качественных показателей пользы и вреда для здоровья от деятельности, связанной с облучением.
Для количественной оценки следует использовать неравенство:
, (2)
- вред для здоровья в результате отказа от данного вида деятельности, связанной с облучением.
Качественная оценка может быть выполнена с помощью формулы:
, (3)
где Z - интенсивность воздействия вредных факторов в результате деятельности, связанной с облучением;
- вредные факторы, воздействующие на персонал или население при отказе от деятельности, связанной с облучением;
и
- допустимая интенсивность воздействия факторов Z и
Реализация принципа оптимизации должна осуществляться каждый раз, когда планируется проведение защитных мероприятий. Ответственным за реализацию этого принципа является служба или лица, ответственные за организацию радиационной безопасности на объектах или территориях, где возникает необходимость в радиационной защите.
В условиях нормальной эксплуатации источника ионизирующего излучения или условий облучения оптимизация (совершенствование защиты) должна осуществляться при уровнях облучения в диапазоне от соответствующих пределов доз до достижения пренебрежимо малого уровня - 10 мкЗв в год индивидуальной дозы.
Реализация принципа оптимизации, как и принципа обоснования, должна осуществляться по специальным методическим указаниям, утверждаемым федеральными органами государственного надзора за радиационной безопасностью, а до их издания - путем проведения радиационно-гигиенической экспертизы обосновывающих документов. При этом согласно
НРБ-99/2009 минимальным расходом на совершенствование защиты, снижающей эффективную дозу на 1 чел.-Зв, считается расход, равный одному годовому душевому национальному доходу (величина альфа, принятая в международных рекомендациях).
Регистрационный номер организации_________
Заявка на поставку источников ионизирующего излучения
1. Наименование и почтовый адрес поставщика _____________________________________________
_________________________________________________________________________________________
2. Наименование и почтовый адрес заказчика_______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
3. Наименование организации, для которой производится заказ______________________________
_________________________________________________________________________________________
4. Предмет заказа________________________________________________________________________
Наименование источника | Единица измерения | Активность единицы | Количество единиц на год | В том числе по месяцам | Общее количество на год (активность) | Сумма, руб. |
| | | | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |