(Действующий) Распоряжение от 26 января 2016 года N 80-р "Об утверждении Стратегии...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При использовании долгосрочных методов тарифного регулирования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, связанная в том числе с сокращением потерь ресурсов, будет учитываться в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет;
реализация субъектами Российской Федерации утвержденных во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, с целью проведения оценки эффективности работы субъектов Российской Федерации по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и реализации принятых федеральных решений, разработан рейтинг субъектов Российской Федерации с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Рейтинг составлен по основным показателям, характеризующим реализацию регионами принятых на федеральном уровне решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение функционирования координационного и совещательного органа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Центр государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в целях методического сопровождения подготовки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сопровождения их реализации, определения лучших практик инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство, а также выработки в составе мер государственной поддержки специального механизма льготного финансирования инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры, путем разработки и утверждения справочников о наиболее эффективных технологиях в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, лифтового хозяйства, а также справочника для инвестора, осуществляющего капитальные вложения в предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства. Разработка и создание указанного банка данных предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года N 961 "Об организации работы по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры".
При этом основной задачей является переход к 2020 году к использованию исключительно перспективных или современных технологий, содержащихся в банке данных, при осуществлении модернизации (строительства) объектов коммунальной инфраструктуры;
передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее - неэффективные унитарные предприятия), в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий. По итогам проведенной оценки эффективности по состоянию на май 2015 года неэффективными признана почти треть таких предприятий.
В 2015 году в соответствии с утвержденными графиками организованы процедуры проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных унитарных предприятий;
организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений.
С 2015 года начат активный процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию по новым правилам. В результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, к 2020 году можно обеспечить передачу около 80 процентов объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам.
В целях упрощения процедуры проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений и минимизации при этом злоупотреблений предполагается осуществление методологической и правовой поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в том числе путем утверждения примерной формы конкурсной документации, а также разработки методических рекомендаций по подготовке концессионных конкурсов;
в отношении инвестиционно непривлекательных предприятий планируются специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.
Такие меры позволят увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы и повысить привлекательность указанных предприятий для инвесторов;
создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе в малых городах);
совершенствование механизма формирования и контроля исполнения инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе в части фактически привлеченных инвестиций и реализованных мероприятий. При этом успешность государственной политики в сфере привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства измеряется именно через объем фактически привлеченных инвестиций;
разработка и запуск новых форм оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в целях модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, включая предоставление средств путем субсидирования процентной ставки, а также путем прямого финансирования инвестиционных проектов либо путем использования механизма льготного финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях реализации указанных мер предлагается проработать вопрос использования на государственном уровне институтов развития в целях поддержки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем средств в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в 2014 году составил 125,84 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,08 млрд. рублей, или 25,5 процента. В 2015 году в рамках инвестиционных программ запланировано привлечение 129,47 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,45 млрд. рублей, или 25,07 процента;
выработка мер, направленных на совершенствование порядка технологического подключения к коммунальным системам, в том числе в части расчета соответствующей платы, упрощения правил и сроков подключения, исключения злоупотреблений при решении вопроса о подключении, а также унификации законодательства для подключения к различным системам коммунальной инфраструктуры вне зависимости от вида ресурса, включая введение понятия "технологические коридоры", которые должны формироваться в обязательном порядке при организации строительства и обеспечивать инженерной инфраструктурой новые объекты;
проработка предложения о переходе к определению платы для всех потребителей исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации на подключение;
выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты;
проработка предложений, касающихся осуществления газоснабжения, направленных на развитие рынка технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", а также устранение избыточных административных барьеров в сфере подключения новых потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям в том числе путем принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. Также разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающего введение уведомительного порядка начала осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
анализ и актуализация в случае необходимости правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов (услуг) населением, в том числе актуализация значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом;
проработка вопроса о необходимости определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, а также на создание механизма рассмотрения на федеральном уровне разногласий по вопросам установления таких нормативов;
анализ качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению схем теплоснабжения и определения единой теплоснабжающей организации, а также проработка вопроса об условиях передачи указанных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации и формирования специальных комиссий по контролю за качеством утверждаемых схем;
продолжение реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины при поставке коммунальных ресурсов (услуг), в том числе введение санкций за неплатежи по всей цепочке поставки ресурса (услуги) от производителя до конечного потребителя (жителя), включая всех посредников и перепродавцов;
проработка вопроса развития иных финансовых инструментов поддержки коммунального сектора и, наряду с вопросом использования банковского кредита, проработка вопроса использования такого инструмента, как облигационные займы, в том числе облигации концессионеров. Это позволит простимулировать привлечение средств негосударственных пенсионных фондов;
проработка вопроса использования иных форм государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Осуществление оценки выполнения задачи по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства предусматривается на основании следующих показателей:
доля долгосрочных тарифных решений в общем количестве тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля переданных частным операторам, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов, на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных унитарных предприятий.
В среднесрочной перспективе (до 2017 года) необходимо обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений.
Одной из важнейших задач Стратегии является практическая реализация всех принятых решений, завершение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления утверждения схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, регистрации прав государственной (муниципальной) собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, частным операторам, а также планомерная и системная работа с потенциальными инвесторами.
Холодное водоснабжение и водоотведение
В сфере холодного водоснабжения целью государственной политики является обеспечение всех граждан России независимо от их благосостояния качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения базовых бытовых потребностей человека.
Целью государственной политики в сфере водоотведения является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет очистки сточных вод населенных пунктов и утилизации осадка сточных вод.
В отношении всех организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы. При этом реформирование регулирования отношений в сфере водоотведения будет осуществляться в условиях, исключающих неопределенность в части обязанностей абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, по нормированию сбрасываемых ими сточных вод и соблюдению установленных нормативов в том числе путем установки локальных очистных сооружений, а также по реализации одного из ключевых международных принципов, в соответствии с которым за загрязнение объектов окружающей среды (в указанном случае - за загрязнение, образующееся в результате сброса сточных вод) платить должен сам загрязнитель.
Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Для повышения качества инвестиционного планирования предусматривается разработка справочников о наиболее эффективных технологиях в сфере водоснабжения и водоотведения.
Планируется доработка нормативно-правовой базы в сфере водоотведения, регулирующей сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами.
Учитывая, что обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (численностью менее 250 тыс. человек) во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения, организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в таких населенных пунктах, будет оказываться государственная поддержка. В целях повышения инвестиционной привлекательности указанных организаций необходимо проработать возможные механизмы поддержки и стимулировать их консолидацию (объединение) на уровне субъектов Российской Федерации.
Реализация этих мер позволит:
увеличить объем подачи качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам;
увеличить долю сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям;
снизить технологические потери воды и сточных вод при их транспортировке по сетям;
снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах холодного водоснабжения и водоотведения (исключение составляют ситуации природного характера).
В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о реализации принципа "снижение издержек в обмен на тариф". В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также вопрос о порядке определения и применения референтных цен на товары, работы и услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.
Горячее водоснабжение